Цитаты из русской классики со словом «канон»
Эта классическая завершенность языческого мира создает традицию канонического искусства, создает
канон для достижения совершенных, законченных форм.
I в. до н. э., сложившаяся в эпоху эллинизма, с центром в г. Александрии (Египет); «парнасство» — литературное движение во Франции во 2‑й пол. XIX в.; группа поэтов «Парнас» во главе с Ш. Леконт де Лилем провозгласила принцип «искусства для искусства»; «академизм» — направление в изобразительном искусстве XVI–XIX вв.; в широком смысле — канонизация идеалов и принципов искусства прошлого.] — естественно возникают в процессе кристаллизации художественного
канона.
Религия обращена к массе человечества, она социальна по своей природе, она водительствует, организует жизнь народов и общества, нуждается в законе, в
канонах, в нормах догматических, культовых, моральных.
Когда пишется философская или научная книга или художественное произведение, создается статуя и принимает окончательную форму симфония, когда строится машина или организуется хозяйственное или правовое учреждение, даже когда организуется жизнь церкви на земле с ее
канонами, творческий акт охлаждается, огонь потухает, творец притягивается к земле, вниз.
Граф даже сам написал трехголосную «Херувимскую», модуляции которой развивались из анакреонтических напевов, сохранившихся по преданию в песнях Пасхального
канона.
На пышных подробностях архиерейского служения, на
каноне честного Андрея, пастыря Критского, на творениях отца преблаженного Иоанна Дамаскина.
Я не верю в Бога, Ромашов, но иногда я думаю о святых угодниках, подвижниках и страстотерпцах и возобновляю в памяти
каноны и умилительные акафисты.
Близко к полночи. Божьи люди стали петь духовные песни. Церковный
канон пятидесятницы пропели со стихирами, с седальнами, с тропарями и кондаками. Тут отличился дьякон — гремел на всю сионскую горницу. Потом стали петь псáльмы и духовные стихи. Не удивилась им Дуня — это те же самые псáльмы, те же духовные стихи, что слыхала она в комаровском скиту в келарне добродушной матери Виринеи, а иногда и в келье самой матушки Манефы.
Сбирай оба клироса, Марьюшка, петь по статиям, на катавасиях [Катавасиею (греческое χαταβασιζ — сход) называются ирмосы, которыми покрываются песни
канона.
— Над ним заутра «Помощника и покровителя» станут петь —
канон преславный, а надо мною, когда подохну, всего-то лишь «Кая житейская сладость» — стихирчик малый, [При выносе тела (из келии в церковь и после отпевания из церкви на кладбище) монаха и схимонаха поются стихиры «Кая житейская сладость…».
Затем он проговорил молитву на исход души и благословил усопшего узника, в мире раба божьего Трофима, а потом громко наизусть принялся читать заупокойный
канон о единоумершем. Службу церковную он знал наизусть, потому что по-печатному разбирал с грехом пополам, за что много претерпел и от своего попа Мирона, и от покойного игумена Поликарпа.
Стоявший посредине церкви молодой послушник истово и внятно начинал читать
каноны.
— Я учусь! — скромно говорит Ваня и от радости становится как бы прозрачным. — Мне бы вот книгу о соборах вселенских надобно, как выбирались епископы на соборы эти, от чьего имени устанавливали
каноны и вообще — как всё это делалось?
В Веденяпине в заутрени вовсе не читали
канона и вечерни не служили даже в большие праздники, он же у себя дома прочитывал всё, что полагалось на каждый день, не пропуская ни одной строки и не торопясь, а в свободное время читал вслух жития.
На первый раз, в знак послушания, он, по приказанию графа Литта, отнес «Служебник» к престолу и принес его обратно, прочитал вслух подряд 150 раз «Отче наш» и столько же раз
канон Богородицы.
За мною вышла Додо Муравьева и внятно, и громко прочла
канон Богородице.
Желая очиститься от грехов и стяжать мученический венец, они толпою входили в одну избу, обкладывали ее хворостом, который зажигали со всех сторон, и таким образом погибали в пламени, воспевая
каноны и расточая проклятия на никонианцев.
Прежде она любила, когда во всенощной читали
канон и певчие пели ирмосы, например, «Отверзу уста моя», любила медленно подвигаться в толпе к священнику, стоящему среди церкви, и потом ощущать на своем лбу святой елей, теперь же она ждала только, когда кончится служба.
Мне же казалось, что именно эти люди воплощают в себе красоту и силу мысли, в них сосредоточена и горит добрая, человеколюбивая воля к жизни, к свободе строительства ее по каким-то новым
канонам человеколюбия.
Пел женский хор,
канон читала монашенка.
Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудовской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному; и был он весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял
каноны святым; но, знать, грамота далася ему не от господа бога…
Когда ж умолкает священный
канон,
Запев зачинают дружины,
И с разных кругом раздаются сторон
Заветные песни минувших времен
И дней богатырских былины.
Пошла к священнику, говорю: «Вот, батюшка, что со мною, так и так, — говорю, — сил моих над собой нет»; ну, священник меня хорошо пощунял: читай, говорит, раба,
канон «Утоли моя печали».
«А хорошо ли это? А что сэр Чаннинг-то пишет? Ну, дядя, уж я вам за то вычитаю
канон, что вы меня опоили».
Пение пасхального
канона, колокольный звон, удары весел по воде, крик птиц — всё это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное.
Она была там и сама читала за раздвижным аналоем
канон богородице; в уголке ютились какие-то старухи в темных платках, повязанных по-раскольничьи, то есть по спине были распушены два конца, как это делают татарки.
Целые дни, теперь свободные от уроков, мы проводили с книгами и программами в саду, сидя в самых укромных уголках его, или лихорадочно быстро шагали по аллеям, твердя в то же время историю многострадального Иова или какой-нибудь
канон празднику.
— Пускай шер а
канон, пускай по-французски. Капитан у нас умный, Владимир Михайлыч: языки знает и разные немецкие стишки наизусть долбит. Слушайте, юноша! Я вас затем позвал, чтобы предложить вам перебраться ко мне в палатку. Там ведь вам вшестером с солдатами тесно и скверно. Насекомые. Все-таки у нас лучше…
Есть искупление и в классическом каноническом искусстве, достижения которого противоположны заданиям творческого акта, и в искусстве романтическом, нарушающем
канон и переходящем все пределы, есть искупление.
Поэтому только в Церкви и для Церкви ведома Библия как Слово Божие, вне же ее она есть книга, обладающая высоким учительным авторитетом и большой литературной ценностью, но легко превращающаяся в мертвую букву без животворящего духа или же представляющая просто предмет научной любознательности [Церковное установление
канона священных книг есть только авторитетное признание и повелительное санкционирование их теургической мощи.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5)
канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Гнушение браком строго осуждается церковными
канонами [Правило св. Апостолов 51: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве.
«Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим божественным почтый» (из погребального
канона).].
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы,
каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Правда, нравственная воля называется у Канта «практическим разумом», для которого установляется свой особый
канон, причем этот «разум» постулирует основные религиозные истины: бытие Бога, свободу воли и личное бессмертие, но каким бы именем мы ни называли веру, ее существо от этого не изменится: ЕСИ произносит только она, постулаты же лишь постулируют, но сами по себе бессильны утверждать бытие Божие, это составляет, конечно, дело веры.
Символисты отказываются от всякого приспособления к этому миру, от всякого послушания
канонам этого мира, жертвуют благами устроения в этом мире, ниспосылаемыми в награду за приспособление и послушание.
Канон дифференцированного искусства есть закон послушания.
Это реалиорное искусство вовсе не отвергает художественного
канона, эстетики форм, напротив, насколько оно остается искусством, оно умеет по-своему осмыслить
канон, вдохнуть в него новую жизнь.
— Гм… самоубийца?.. А знаете ли, молодая особа, что по церковным
канонам самоубийцам отпевания не полагается… не надлежит? Конечно, исключения бывают — по особому ходатайству…
Тогда вместо творческих исканий водворяется условность стилизации, вместо вдохновения — корректность
канона.
Пропели
канон и стихеры. Возгласили «вечную память». С пением «Христос воскресе» крестный ход двинулся к келарне.
Тогда читается великий
канон св. Андрея Критского, и во время его у старообрядцев и единоверцев полагается 952 земных поклона.] — так без малого целу тысячу.
Ограда строгого эстетизма, требовательного
канона (которому, разумеется, должна быть чужда неподвижность) диктуется здесь самосохранением; это есть своего рода аскетика, предохраняющая искусство от разложения и бесформенности.
Искусства, каждое в своей области, разрабатывают свои формы и устанавливают их
канон.
Канон, песнь I: «Зачатие днесь, богомудрая Анно, твое празднуем, яко вместившую нигде же вместимого начала еси»…
Все как следует справим: и
каноны и псалтырь безо всякого упущенья…
Каково же жизненное самосознание искусства, как художественного
канона, мастерства формы?
А после соборного
канона особные зачнут петь по очереди от каждой обители, из которой приедут старицы…
Тогда хлысты запели громогласно «Царю Небесный»,
канон Пятидесятницы, а затем «Дай к нам, Господи, дай к нам Иисуса Христа», — песня, без которой ни одно хлыстовское сборище не обходится, где б оно ни совершалось, в Петербурге ли, как бывало при Катерине Филипповне, в московских ли монастырях, когда они были рассадниками хлыстовщины, у старой ли богомолки в избе сельского келейного ряда, или в барском дому какого-нибудь помещика.
И стали боголюбивые старцы и пречестные матери во дни, старым празднествам уреченные, являться на Светлый Яр с книгами, с крестами, с иконами… Стали на берегах озера читать псалтырь и петь
каноны, составили Китежский «Летописец» и стали читать его народу, приходившему справлять Ярилины праздники. И на тех келейных сходбищах иные огни затеплились — в ночь на день Аграфены Купальницы стали подвешивать к дубам лампады, лепить восковые свечи, по сучьям иконы развешивать…
Ассоциации к слову «канон»
Предложения со словом «канон»
- По строгим церковным канонам чернецы-монахи не смели даже носить оружие, не то что сражаться.
- Исходя из классических канонов красоты, её вряд – ли можно было назвать первой красавицей.
- А её лицо, словно слепил гениальный творец, следовавший всем классическим канонам красоты.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «канон»
Значение слова «канон»
КАНО́Н, -а, м. 1. Правило, положение какого-л. направления, учения, а также то, что является традиционной, обязательной нормой. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КАНОН
Дополнительно