Цитаты из русской классики со словом «каббала»
Однако эзотерическая мудрость
Каббалы связывает с этим экстазом восхождение в горний мир, общение с Шехиной (в этом и смысл обрезания, при котором якобы начертывается на обрезанном органе священная тетраграмма).
Новалис впитал в себя великие мистические учения —
Каббалу и Я. Бёме.].
Можно открыть родство бёмевского учения о Софии с Платоном (учение об андрогине) и с
Каббалой.
Бёме отличается от Экхарта тем, что у него есть сильные прививки
Каббалы, он не неоплатоник.
Он не дерзает на то микрокосмическое сознание, которое есть у мистиков, в
Каббале, у Я. Бёме, Фр.
И в этом смысле
Каббала существенно приближается к христианству, развивая еще ветхозаветное учение о Софии, содержащееся в книгах «Притчей Соломона», «Премудрости Соломона» и «Песни Песней».].
В основной книге
Каббалы, «Зохаре», и у Бёме в «Mysterium magnum» (толковании на первую книгу Моисея) снимаются с Библии оковы ограниченности и подавленности ветхого сознания человечества и приоткрывается истина о космическом человеке.
Баадер и Вл. Соловьев насыщены антропологическим и конкретным духом мистики
Каббалы и Я. Бёме, а не отвлеченным и безо́бразным духом негативной мистики Индии, Плотина и Экхардта, чисто арийским духом.
Духу иудейского трансцендентного монотеизма было бы ближе, конечно, первое истолкование, оно же более приближает
Каббалу и к христианству, к которому идет она самыми существенными своими учениями и устремлениями (как это не раз было отмечено исследователями
Каббалы, напр.
В
Каббале скрыта глубочайшая антропология, вполне согласная с истиной христианской.
Бог открывается в Софии и через Софию, которая, женственно приемля это откровение, есть «слава Божия» (шехина
Каббалы). София есть женственное начало, приемлющее силу Логоса, и это единение описывается в Слове Божием, как «брак Агнца». Вот на какую священную тайну указует ап. Павел.
Это начало [
Каббала, комментируя тексты: «В начале (берешит) сотворил Бог», замечает: «берешит означает хокма (премудрость, вторая из трех высших сефир), это значит, что мир существует чрез высшую и непроницаемую тайну хокмы», т. е. Софии (Sepher ha Sohar, trad, de Jean de Pauly, l, 3 b).], приемлющее в себя Слово, а в Нем и с Ним дары триипостасного Божества, является вместе с тем основой, в которой зачинается творение, оно и является, по Платону, «вечным образцом» творения.
Это учение Беме глубоко чуждо духу
Каббалы, знакомство с которой у него несомненно, ибо эротическая метафизика
Каббалы, при некотором внешнем сходстве с бемизмом (исходный андрогинизм Адама), проникнута чувством глубочайшей изначальности и реальности пола.
Учение об андрогине было уже в
Каббале [«L’homme, — говорится в Зохаре, — ne mérite pleinement ce nom que quand l’homme et la femme sont joints ensemble».
В мистической литературе напрашиваются на противопоставление воззрения на пол Я. Беме, в общем нам уже известное, и
каббалы, насквозь пропитанной полом.
В
Каббале заключено уже глубокое учение об Андрогине.
Отдельный человеческий индивид есть не только самозамкнутый микрокосм, но и часть целого, именно он входит в состав мистического человеческого организма, по выражению
Каббалы, Адама-Кадмона [Этому соответствует на языке позитивизма Grand etre О. Конта, истолкованное по-своему Вл. Соловьевым.
Представляет собой аллегорически-символический комментарий к Пятикнижию Моисея (подробнее см.: Трубич Э. Очерки
каббалы.
— Очевидна вся близость этого учения
каббалы о поле к соответственным идеям. А. Н. Шмидт (цит. соч.).
Зогар (букв.: сияние) — книга
Каббалы, написанная на арамейском языке, по-видимому, испанским евреем Моисеем де Леоном в конце XIII в. и выданная им за сочинение Симона бар Йохая.
Окончательное суждение об Эн-соф, выражает ли оно трансцендентную сущность Бога или лишь момент его нераскрытости в творении, чрезвычайно затруднительно: кто знаком с подлинной
Каббалой, с характером ее изложения и методом, тот поймет, насколько трудно поддаются ее учения окончательным формулировкам. Поэтому мы намеренно заставили, вместо собственной характеристики, говорить самые тексты.
В мистике Бёме была семитическая прививка
Каббалы с исключительным местом, отводимым ей Человеку, с конкретным духом [Бёме, по-видимому, через Парацельса проникся каббалистическими идеями.].
Но в
Каббале истина о человеке не стала еще динамической, творческой.
Т. 1. С. 43).], принадлежит центральное место в космологии еврейской
Каббалы, согласно которой весь мир имеет его образ, есть антропокосмос [В одной из древних литургий человек характерно называется κόσμου κόσμος».].
Именно в
Каббале раскрывается истина о человеке как образе и подобии Божьем.
Щит. у Dieterich, 1, с. 56–57).], нигде не получает столь углубленного истолкования как в
Каббале.
Приведем некоторые основные определения, сюда относящиеся [Не владея достаточно еврейским языком, я лишен, к сожалению, возможности пользоваться оригинальным текстом
Каббалы и беру настоящие отрывки из переводов, в частности из Erich Bischoff.
Змей отравил своим нечистым семенем экстаз плоти [По учению
Каббалы, грехопадение Евы состояло в том, что она «имела интимное сношение с змеем» (Zohar, II, 636, 299а).
Ложный спиритуализм в любви есть такая же ошибка эротического суждения, как и голая чувственность, обнаженная похоть, ибо истинным объектом любви является воплощенный дух или одуховленная плоть [
Каббала дает такое объяснение брака: «Все духи и души, раньше чем они отправляются в этот (низший) мир, состоят из мужской и женской части, которые (наверху) соединены в одно существо.
В
Каббале самосознание человека достигает вершины.
От иерея, совершителя таинств, требуется, если не обязательное нахождение в браке, то половая нормальность; так же было и в ветхозаветной церкви, где многочадие вообще считалось благословением [Неисполнение заповеди о размножении есть, по учению
Каббалы, одно из тяжко караемых преступлений.
.B противном случае он получает в супруги душу, ему не соответствующую (поразительна и в этом пункте близость между
Каббалой и учением А. Н. Шмидт).].
В его беззастенчивости и наивном бесстыдстве, с которым он совершает свои самообнажения и направляет пытливый глаз в места, нормально закрытые стыдливостью, не только сказывается своеобразный аморализм, но и просвечивает иное, важное и, можно сказать, драгоценное в мистической непосредственности своей сознание ноуменальной праведности пола (присущее Ветхому Завету и затем
Каббале).
Эта «земля» есть поэтому как бы космическая София, ее лик в мироздании, женское его начало, которое имеет силу, по творческому слову «да будет», производить из себя твари, рождать от него [
Каббала на своем реалистическом языке так изображет это сотворение земли и всего, что из нее произошло: Et Celui qui est en haut est le Pere de tout, c'est lui qui tout cree; c'est lui qui a fecondee la terre, qui est devenue grosse et a donne naissance ä des «produits».
Как созданный из земли, человек имеет в себе тварное все, но. будучи создан после всех творений, он стоит выше их всех [По учению
Каббалы, до создания человека земля еще не давала плодов: «лишь когда создан был человек, рождающая сила земли стала видима миру… все произведения, как неба, так и земли, не появлялись ранее сотворения человека; небо удерживало дождь, а земля удерживала производительную силу, которую имела…
[В
Каббале мысль о человечности всего сущего, конечно, занимает центральное место.
Каббала учит о Небесном Адаме.
Перво-Адам Бёме есть тот же Небесный Адам
Каббалы.
Эти запредельные сущности вещей определялись, как числа у пифагорейцев, как имена в различных мистических учениях, как идеи у Платона, как творческие формы (энтелехии) у Аристотеля, как буквы еврейского алфавита в
Каббале [В первой книге
Каббалы («Сефер Иецира» — «Книге творения») утверждается, что все мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита; это учение развивается также в книге Зогар (см. прим. 79 к Отделу первому).] [Ср. учение о сотворении мира и об участии в нем отдельных букв, о небесном и земном алфавите в книге Зогар: Sepher ha Sohar, trad, de Jean de Pauly, tome I, 2 а (и далее).
Синонимы к слову «каббала»
Предложения со словом «каббала»
- Они свидетельствуют о романтической приверженности ко всему временному и запутанному, а равно и к эзотерическим техникам толкования иудейской каббалы.
- Человеку стороннему, чуждому обрядам лурианской каббалы, этот миф покажется нелепым.
- К 1650 г. лурианская каббала стала массовым учением, единственной из теологических систем, завоевавшей признание у евреев того времени.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «каббала»
Дополнительно