Цитаты из русской классики со словом «данность»
Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой
данности, творческая энергия, преображающая мир.
В первичной субъективности существования совсем не дано бытия, у нас нет опыта
данности бытия.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной
данности бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Однако и здесь, поскольку мы имеем дело с отношением религиозным, оно связано именно с устремлением за эмпирическую
данность к некоему трансцендентному ноумену [Ноумен — умопостигаемая сущность, в отличие от «феномена» — объекта чувственного содержания.
И если дух пассивен в отношении к социальной жизни, к социальным отношениям людей, если духовность совершенно отрешается от социальной жизни и покорна социальным формам, как
данности, то этим искажается самая духовность, замутняется и порабощается.
Стараясь психологически понять источники моего апофеоза творчества, я замечаю связь моего исключительного отношения к творчеству с моим пессимистическим отношением к мировой
данности, к тому, что называют «действительностью».
Экстатическая, дионисическая стихия, рождающая трагедию, должна быть принята как первичная
данность, как первооснова бытия, как атмосфера, в которой свершается наша человеческая судьба.
На каждом лежит ответственность за социальное устроение, и потому никто не вправе определять свое отношение к социальному строю как послушание
данности.
Глядя назад, теперь вижу, что стихи Пушкина, и вообще стихи, за редкими исключениями чистой лирики, которой в моей хрестоматии было мало, для меня до-семилетней и семилетней были — ряд загадочных картинок, — загадочных только от материнских вопросов, ибо в стихах, как в чувствах, только вопрос порождает непонятность, выводя явление из его состояния
данности.
Во все времена по-разному философы отстаивали свою самостоятельность и свое противление мировой
данности, говоря, что цель их познания — свобода, а не природа, дух, а не материя, ценность, а не действительность, смысл, а не необходимость, сущность, а не являющееся.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой
данностью, бытием в состоянии необходимости.
Риккерт не видит индивидуальности общего и отрицает
данность индивидуально-общей и индивидуально-частной действительности в знании.
Философия свободна от того, каким дан нам мир, ибо ищет она истину мира и смысл мира, а не
данность мира.
Для Лосского критерий истины лежит не в законах логики, вообще не в субъекте, а в самой действительности, в непосредственной
данности в ней связи причины со следствием.
Обращаясь к самопознанию, которое есть одно из главных источников философского познания, я открываю в себе изначальное, исходное: противление мировой
данности, неприятие всякой объектности, как рабства человека, противоположение свободы духа необходимости мира, насилию и конформизму.
В религиозной жизни нет объективной
данности и объективной предметности.
В дискурсивном мышлении нет непосредственной
данности бытия, а есть посредственность и выводимость.
Больше того, человек трансцендентен и самому себе во всякой своей эмпирической или психологической
данности, во всяком самоопределении, которое оставляет ненарушенным покой его абсолютности и незамутненной ее глубину.
Новая духовность понимает дух не как отрешенность и бегство из мира, покорно оставляющее мир таким, каков он есть, а как духовное завоевание мира, как реальное изменение его, не объективируя дух в мировой
данности, а подчиняя мир внутреннему существованию, всегда глубоко личному, разрушая призраки «общего», т. е. совершая персоналистическую революцию.
Познание ценностей, т. е. того, что находится за пределами мировой
данности, навязанной действительности, есть дело философии как творческого искусства, а не как науки, и потому не требует логики познания ценностей.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой
данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Реализм не стремится, подобно классицизму, к достижению ценности красоты здесь, имманентно, он послушен не канону-закону, как классицизм, а действительности, мировой
данности.
Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие Духа Божьего в философском познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной
данности Божественного Логоса в нас, может возвыситься над антропологическим и психологическим релятивизмом.
Если наука есть экономическое приспособление к мировой
данности и послушание мировой необходимости, то почему же и в каком смысле философия должна зависеть от науки и быть наукой?
Доказательство есть необходимость в дискурсивном мышлении — приспособление к необходимости в мировой
данности.
Мы непосредственно знаем себя, однако, только как личности, обособленные центры бытия, а органичность свою ощущаем лишь чрез социальную среду как внешнюю
данность, нечто случайное и принудительное, не соборность, но коллектив, имеющий высший идеал не в любви, а в солидарности.
Научная логика есть орудие приспособления к необходимости, в ней есть покорность мировой необходимости, и на ней лежит печать ограниченности этой необходимостью, этой
данностью.
Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой
данности и познание из необходимости.
Философия Риккерта, как и всякая философия, стремится за пределы мировой
данности, мировой необходимости, к мировому смыслу и мировой свободе.
Но критическая гносеология ориентируется исключительно на науке, т. е. на познании как приспособлении к мировой
данности, как послушании необходимому.
Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой
данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира.
Приспособление к бессмысленной мировой
данности может лишь помешать постигнуть смысл, а сторонники научной философии именно и требуют этого приспособления, т. е. отрицают творческую природу философии.
Освобождение философии как творческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т. е. героическое противление всякому приспособлению к необходимости и
данности.
Всякую мировую
данность он себе внеполагает и противопоставляет, как некое что, сам оставаясь от нее свободным и ей трансцендентным.
Сомнение и раздвоение делают познающего зависимым от мировой
данности с ее дурной множественностью, делают рабом необходимости.
Познание по глубочайшей своей сущности не может быть лишь послушным отражением действительности, приспособлением к
данности — оно есть также активное преображение, осмысливание бытия, торжество в бытии мирового разума, солнечный в нем свет.
Учению Платона об идеях Аристотель противопоставляет свое учение о формах (μορφή), осуществляющихся в некоем субстрате (ΰποκείμενον), материи (ϋλη), причем форма есть движущий принцип, ведущий развитие к своему полнейшему осуществлению: она является и
данностью, и заданностью для своего вида, а вместе и законом ее развития, целепричиной, делающей вещь воплощением своей идеи (εντελέχεια).
Космос есть истинно сущее, подлинное бытие, но «мир» — призрачен, призрачна мировая
данность и мировая необходимость.
По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости, никогда подлинные, призванные философы не были послушны мировой
данности, ибо философы искали премудрой истины, превышающей данный мир.
Это есть мифотворческий процесс, без которого нет напряженности жизни, но он не означает реальную
данность личностей.
Философия, как и всякий творческий акт, устремлена к трансцендентному, к переходу за грани мировой
данности.
Чувство жизни, о котором я говорю, я определяю как чуждость мира, неприятие мировой
данности, неслиянность, неукорененность в земле, как любят говорить, болезненное отвращение к обыденности.
Истинная философия, религиозная философия всегда открывает изначальную
данность, но открытие этой изначальной
данности есть сложная работа вследствие помрачения, в котором мы живем.
С нашей точки зрения, гностицизм и прагматизм, интеллектуализм и волюнтаризм одинаково должны быть преодолены, так как должна быть сознана изначальная
данность в нас божественного.
Само собою разумеется, что слово «видимый» и «невидимый» нужно понимать всеобъемлюще, не в смысле зрительного восприятия и не в смысле внешнего восприятия, а в смысле принудительной
данности или отсутствия принудительной
данности.
Среда ничто дифференцирует всеединство во множественность, поэтому каждое отдельное что находит себя охваченным другими что, на которые распадается все, — иначе сказать, оно находит все как внешнюю для себя границу или принудительную
данность, которая противостоит, является объектом для преодоления.
Догматика есть как бы бухгалтерия религиозного творчества, а ее формулы суть продукты рефлексии по поводу религиозной
данности.
Философия есть познавательный выход из мировой
данности, прозрение, преодолевающее мировую необходимость.
Что ценность и значение земли и человека превышают весь природный мир, истина эта и должна быть скрыта для науки, приспособленной лишь к мировой
данности и необходимости.
И для них трансцендентальное, нормативное сознание упорядочивает и организует хаос мировой
данности.
Ассоциации к слову «данность»
Синонимы к слову «данность»
Предложения со словом «данность»
- Это не хорошо и не плохо – просто объективная данность, но тоже логически вписанная в современность и отражающая знаковые культурные тенденции.
- Третья особенность объекта – это абстрактность его актуальных для мышления свойств при его непосредственной данности субъекту.
- Понимание природной данности позволит родителям трезво оценивать свой вклад в развитие личности ребёнка.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «данность»
Значение слова «данность»
ДА'ННОСТЬ, и, ж. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Д. сознания. (Толковый словарь Ушакова)
Все значения слова ДАННОСТЬ
Дополнительно