Цитаты из русской классики со словом «гностический»

Ни оккультная атмосфера моей ранней юности, ни тоталитарная революционность социал-демократов, ни атмосфера нового религиозного сознания Мережковских, ни гностическое сектантство антропософов, ни разлитая повсюду дионисическая стихия, ни магическое православие П.
В последней глубине христианская вера есть гнозис, знание посвященных через отречение, но до глубины этой не доходит гностическая теософия.
Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического истолковывания представляет мистический гнозис Якова Бёме, величайшего из мистиков гностического типа всех времен.
Хула на тело связана с метафизической хулой на мир [Тем не менее Плотин остается еще настолько эллином, что отношение к мирозданию некоторых гностических сект, которое некоторые историки, в числе их Целлер, распространяют и на христианство (см.: Zeller. Die Phil. d. Gr. II, Th.
Мы достаточно уже имеем чистых форм истины в религиях и мифологиях, в гностических и мистических системах философии, как древних, так и новейших.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Не признает свободы и манихейский и гностический дуализм, полагая источник зла в злом боге или материи.
Оккультная наука Штейнера остается в сфере тварной природы и не дает Богопознания, не говорит о Боге, как говорили гностические мистики.
Он очень не любил философского идеализма, не любил гностических тенденций, которые были у Вл.
И субъективная мистика переживаний, и мистика гностическая и теософическая, и мистика протестантская — все это мистика отвлеченной духовности.
Свобода лежит в основе истинно христианской теософии, и нет свободы в теософии гностической, сектантской.
Религиозные догматы и религиозные таинства приобретают в теософии исключительно гностический характер.
Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного гнозиса, или вообще о гностическом направлении в религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном оккультизме.
Это воззрение было распространенным среди некоторых гностиков, насколько можно судить по сохранившемуся свидетельству гностического Евангелия Египтян.
Философского, интеллектуального, теоретического характера нельзя открыть в церковных догматах, его можно открыть в гностических ересях, всегда в большей или меньшей степени рационалистических.
В этом соблазн «гнозиса» и духовная опасность гностического пути оккультизма.
Но мистика гностического и профетического типа мне всегда была ближе, чем мистика, получившая официальную санкцию церквей и признанная ортодоксальной, которая, в сущности, более аскетика, чем мистика.
Та же отвлеченная духовность — в гностической мистике Индии.
Гейлер не хочет допустить существования типа мистики профетической, отличной и от мистики гностической, и от мистики литургической.
Теософия притязает (в более откровенных своих признаниях) быть заменой религии, гностическим ее суррогатом, и в таком случае она превращается в вульгарную псевдонаучную мифологию.
Христианский гнозис требует акта самоотречения, отречения от гностической гордости, от притязаний разумного познания.
Некоторые из сектантов были настоящими народными гностиками и развивали целые гностические системы.
По гностическим учениям истина открывается мудрым, а не младенцам.
Современная теософия есть одна из форм гностицизма, и все бесплодие гностических притязаний сказывается в ней еще сильнее, чем в старом, классическом гностицизме.
Последовательно развитые, эти мысли должны были бы внести в гностическую систему Беме значительные ограничения и тем приблизить ее к церковному учению.
Но возможно ли допустить, что дар гностический или дар поэтический зависит от святости или от совершенства религиозно-нравственного?
Ведь должно признать, что истина может открываться через искусство Данте и Достоевского или через гностическую мистику Якова Бёме в гораздо большей степени, чем через Когена или Гуссерля.
И не есть ли дар святости дар особый, отличный от дара гностического, поэтического и др. даров?
Профессора богословия всегда не любили религиозную философию, которая представлялась им слишком вольной и подозревалась в гностическом уклоне, они ревниво охраняли исключительные права богословия, как защитники ортодоксии.
За это мне прощали «гностические», как любили говорить, уклоны моей религиозной философии, мои недостаточно ортодоксальные мысли о свободе и творчестве человека.
И любопытно, что борьба против материи в гностических течениях одинаково могла принять формы и аскетического отрицания плоти и разнуздания плоти, умерщвления ее через разврат, т. е. дурного обращения с ней.
Тут чувствуется в Соловьеве отрыжка гегельянства и склонность к гностическому рационализму.
В них был гностический элемент в том смысле, что спасение зависело от знания истины.
Дух дышит, где хочет, и гностический дар великих философов и мистиков был дар боговдохновенный.
Некоторые народные богомудры имели целую гностическую систему, напоминающую Я. Бёме и других мистиков гностического типа.
Но творческая гностическая философия не есть и философия сентиментальная, философия чувства, философия сердца.
Есть святые, которые обладали особым даром мистического созерцания божественных тайн, но этот гностический дар далеко не всем святым был присущ.
У Я. Бёме был больший гностический дар, чем у святых.
Католический Запад может увидеть на Востоке уклон пантеистический и гностический.
Гностическое отрицание зла и оправдание зла есть соблазнительное отречение от свободы.
Гностическая мистика всегда бесплотна, спиритуалистична и потому бесплодна, не творит преображения.
Гностическая апология зла есть идеология слабых, пассивных, призрачных.
Чисто гностический путь, в известном смысле, есть путь люциферианский.
Сатана принимает лик Люцифера, гностического учителя, который сулит знание на пути холодного развития и укрепления своего ego [Я (лат.).].
Гностический дар не прямо пропорционален ступеням святости.
В оригенизме, старом и новом, в отрицании ада и утверждении всеобщего спасения есть, расслабляющий филантропизм и сказывается гностическое бессилие решить проблему зла.
Очень не любил Вл. Соловьева, не прощал ему его гностических тенденций и католических симпатий.
Он сел посреди комнаты и начал развивать мне очень сложную гностическую систему изумительно красивым, образным народным языком.
Думаю, что дар гностический у Я.
То же мы видим в «теософических» и «гностических» учениях.
 

Предложения со словом «гностический»

Что (кто) бывает «гностическим»

Все определения к слову ГНОСТИЧЕСКИЙ

Значение слова «гностический»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «гностический»

ГНОСТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Прил. к гностицизм.

Все значения слова «гностический»

Предложения со словом «гностический»

  • Для большинства гностических систем было характерно представление о двух равновеликих силах, которые движут историей мироздания, – силе добра и силе зла.

  • Во всяком случае, перед нами произведение, созданное в некоем сообществе, учение которого расходится с традиционными гностическими представлениями.

  • Растущее влияние последнего, в свою очередь, вызвало реакцию, которая естественным путём привела к усилению гностических элементов в каббале.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «гностический»

Что (кто) бывает «гностическим»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я