Неточные совпадения
Священники, которых я видел
на Амуре, едят в
пост скоромное, и, между прочим, про одного из них, в белом шёлковом кафтане, мне рассказывали, что он занимается золотым хищничеством, соперничая со своими духовными чадами.
Он совершает рейсы между Николаевском, Владивостоком и японскими портами, возит почту, солдат, арестантов, пассажиров и грузы, главным образом казенные; по контракту, заключенному с казной, которая платит ему солидную субсидию, он обязан несколько раз в течение лета заходить
на Сахалин: в Александровский
пост и в южный Корсаковский.
Переночевавши в де-Кастри, мы
на другой день, 10 июля, в полдень пошли поперек Татарского пролива к устью Дуйки, где находится Александровский
пост.
Александровский
пост, или, короче, Александровск, представляет из себя небольшой благообразный городок сибирского типа, тысячи
на три жителей.
Доктор пригласил меня переехать к нему, и в тот же день вечером я поселился
на главной улице
поста, в одном из домов, ближайших к присутственным местам.
Прежде всего,
на каждой карточке в первой строке я отмечал название
поста или селения.
Бывает и так, что отбывший каторгу просит, чтобы ему позволили поселиться в таком
посту или селении, где усадебных мест уже нет, и его поневоле приходится сажать уже
на готовое хозяйство.
На пространстве между морским берегом и
постом, кроме рельсовой дороги и только что описанной Слободки, есть еще одна достопримечательность.
Один чиновник, который живет
на Сахалине уже 10 лет, говорил мне, что когда он в первый раз приехал в Александровский
пост, то едва не утонул в болоте.
Пока она находилась
на воле, в Александровском
посту было совершено несколько преступлений: убили лавочника Никитина, украли у поселенца еврея Юровского 56 тысяч.
Около тюрьмы есть колодец, и по нему можно судить о высоте почвенной воды. Вследствие особого строения здешней почвы почвенная вода даже
на кладбище, которое расположено
на горе у моря, стоит так высоко, что я в сухую погоду видел могилы, наполовину заполненные водою. Почва около тюрьмы и во всем
посту дренирована канавами, но недостаточно глубокими, и от сырости тюрьма совсем не обеспечена.
Между тем имя М. С. Корсакова носят
на Сахалине селение и большой
пост не за какие-либо особенные заслуги или жертвы, а только потому, что он был генерал-губернатором и мог нагнать страху.]
Оно не похоже
на Александровский
пост; то городок, маленький Вавилон, имеющий уже в себе игорные дома и даже семейные бани, содержимые жидом, это же настоящая серая русская деревня без каких-либо претензий
на культурность.
Положение дел в настоящее время таково: тюрьма выстроена в узкой долине севернее
поста Дуэ версты
на полторы, сообщение с
постом существует только по берегу моря и прерывается два раза в сутки приливами, сообщение горами летом затруднительно, зимою невозможно; смотритель тюрьмы имеет пребывание в Дуэ, помощник его тоже; местная команда, от которой содержится караул и высылается потребное число конвоя для различных работ, по условию с обществом „Сахалин“, расположена также в упомянутом
посту, а при тюрьме — никого, кроме нескольких надзирателей и ежедневно приходящего
на смену караула, который тоже остается вне постоянного ближайшего наблюдения военного начальства.
Пост Кусуннай, давно уже заброшенный, находится верст
на сто севернее Мауки, у устья реки Кусунная, которая когда-то считалась границею между русскими и японскими владениями
на Сахалине.]
Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния
на его внешность и должно было придать ей особые черты.
Годом основания Корсаковского считается 1869 год, но это справедливо лишь по отношению к нему как к пункту ссыльной колонии;
на самом же деле первый русский
пост на берегу бухты Лососей был основан в 1853-54 гг.
Надо видеть, как тесно жмутся усадьбы одна к другой и как живописно лепятся они по склонам и
на дне оврага, образующего падь, чтобы понять, что тот, кто выбирал место для
поста, вовсе не имел в виду, что тут, кроме солдат, будут еще жить сельские хозяева.
По этим данным, в Корсаковском
посту, если брать средние температуры, лето, осень и весна теплее, чем в Дуэ, почти
на 2°, а зима мягче почти
на 5°.
Между тем
на той же Аниве, но только немного восточнее Корсаковского
поста, в Муравьевском, температура уже значительно ниже и скорее подходит к дуйской, чем к корсаковской.
А
на 88 верст севернее Корсаковского
поста, в Найбучи, командир «Всадника» утром 11 мая 1870 г. записал два градуса мороза; шел снег.
На севере Корсаковского округа, именно в Кусуннае, где добывают морскую капусту, наблюдалось в году 149 ненастных дней, а
на юге, в Муравьевском
посту, 130.
Первое,
на четыре версты восточнее и южнее
поста, называется по-японски Поро-ан-Томари.
Верст
на 40 восточное есть еще, впрочем, уже только
на карте, Муравьевский
пост.
Целью основания
поста было упрочение русского влияния
на Южном Сахалине; после же трактата 1875 г. он был упразднен за ненадобностью и покинутые избы, как говорят, сожжены были беглыми.
На четвертой версте от
поста находится Соловьевка, основанная в 1882 году. Из всех сахалинских селений она занимает наиболее выгодное положение: она при море, и, кроме того, недалеко от нее находится устье рыбной речки Сусуи. Население держит коров и торгует молоком. Занимается также хлебопашеством. Жителей 74: 37 м. и 37 ж. Хозяев 26. Все они имеют пахотную и покосную землю, в среднем по одной десятине
на душу. Земля хороша только около моря, по скатам берега, дальше же она плоха, из-под ели и пихты.
Есть еще одно селение
на берегу Анивы, далеко в стороне, верст за 25 или, если плыть к нему морем, в 14 милях от
поста. Оно называется Лютога, находится в пяти верстах от устья реки того же имени и основано в 1886 г. Сообщение с
постом крайне неудобное: пешком по берегу или же
на катере, а для поселенцев —
на сеноплавке. Жителей 53: 37 м. и 16 ж. Хозяев 33.
На юге в обиходе совсем не употребляется слово совладелец, или половинщик, так как здесь
на каждый участок полагается только по одному хозяину, но так же, как и
на севере, есть хозяева, которые лишь причислены к селению, но домов не имеют. Как в
посту, так и в селениях совсем нет евреев. В избах
на стенах встречаются японские картинки; приходилось также видеть японскую серебряную монету.
Он объявил себя специалистом, ему поверили и
на первом же отходящем пароходе отправили при бумаге из Александровского
поста в Корсаковский.
Поповские Юрты стоят как раз
на средине пути между Корсаковским
постом и Найбучи.
В 1869 г., в августе, их отправили
на транспорте «Манджур» в Муравьевский
пост, чтобы отсюда перевезти вокруг Анивского мыса Охотским морем в
пост Найбучи, от которого до Такойской долины, где предполагалось положить начало вольной колонии, было только 30 верст.
На берегу Анивы, почти
на полдороге от Корсаковского
поста к Муравьевскому, в так называемой Чибисани, образовался выселок в 20 дворов.
В одной корреспонденции («Голос», 1876 г., № 16) я прочел, будто бы депутация от айно приходила в Корсаковский
пост и просила дать работы или по крайней мере семян для разводки картофеля и научить их возделывать под картофель землю; в работе будто бы было отказано, и семена картофеля обещали прислать, но обещания не исполнили, и айно, бедствуя, продолжали переселяться
на Матсмай.
Они ограничивались только тем, что распускали среди айно сплетни про русских и хвастали, что они перережут всех русских, и стоило русским в какой-нибудь местности основать
пост, как в скорости в той же местности, но только
на другом берегу речки, появлялся японский пикет, и, при всем своем желании казаться страшными, японцы все-таки оставались мирными и милыми людьми: посылали русским солдатам осетров, и когда те обращались к ним за неводом, то они охотно исполняли просьбу.
Сначала строят селение и потом уже дорогу к нему, а не наоборот, и благодаря этому совершенно непроизводительно расходуется масса сил и здоровья
на переноску тяжестей из
поста, от которого к новому месту не бывает даже тропинок; поселенец, навьюченный инструментом, продовольствием и проч., идет дремучею тайгой, то по колена в воде, то карабкаясь
на горы валежника, то путаясь в жестких кустах багульника.
Крестьяне, пока еще не отбыли
на материк, живут в
постах или селениях и ведут хозяйства при тех же неблагоприятных условиях, как поселенцы и каторжные.
Женщин запирают
на ночь в камере, заранее для того приготовленной, и потом всю ночь в тюрьме и в
посту идут разговоры о новой партии, о прелестях семейной жизни, о невозможности вести хозяйство без бабы и т. п.
Если бы от меня зависело, то
на те деньги, которые расходуются теперь
на «кормовые», я устроил бы в
постах и селениях чайные для всех женщин и детей, выдавал бы кормовое и одежное довольствие всем без исключения беременным женщинам и кормящим грудью, а «кормовые» 1 1/2 — 3 руб. в месяц сохранил бы только для девушек с 13 лет до замужества и выдавал бы им эти деньги прямо
на руки.
Арестанты, работавшие
на дороге между
постом и Красным Яром без шапок и в мокрых от поту рубахах, когда я поравнялся с ними, неожиданно, приняв меня, вероятно, за чиновника, остановили моих лошадей и обратились ко мне с жалобой
на то, что им выдают хлеб, которого нет возможности есть.
В Александровской тюрьме те, которые довольствуются из котла, получают порядочный хлеб, живущим же по квартирам выдается хлеб похуже, а работающим вне
поста — еще хуже; другими словами, хорош только тот хлеб, который может попасться
на глаза начальнику округа или смотрителю.
Все сахалинские церкви и часовни построены
на тюремные средства, трудами ссыльных, только одна корсаковская —
на средства, пожертвованные командами «Всадника» и «Востока» и военными, жившими в
посту.]
В великом
посту каторжные говеют;
на это дается им три утра.
Теперь уже брошенные и забытые, тогда эти
посты играли такую же роль, как теперь поселения, и
на них смотрели, как
на задатки будущей колонии.
Летом, если
пост находился
на берегу, приходило судно, оставляло солдатам провиант и уходило; зимою приезжал «попостить» их священник, одетый в меховую куртку и штаны и по виду похожий больше
на гиляка, чем
на священника.
[В Корсаковском полицейском управлении я видел следующий, относящийся к 1870 г., «Список нижним чинам, находящимся в
посте при Путятинских каменноугольных копях
на Р. Сортунае»: Василий Ведерников — за старшего, он же сапожник и за хлебопека и кашевара.
Заведующий
постом при Путятинских каменноугольных ломках
на о. Сахалине.
Сахалинский солдат кроток, молчалив, послушен и трезв; пьяных солдат, которые шумели бы
на улице, я видел только в Корсаковском
посту.
[До 1875 г. каторгой
на Сев<ерном> Сахалине управлял начальник Дуйского
поста, офицер, начальство которого жило в Николаевске.
В Корсаковском
посту живет ссыльнокаторжный Алтухов, старик лет 60 или больше, который убегает таким образом: берет кусок хлеба, запирает свою избу и, отойдя от
поста не больше как
на полверсты, садится
на гору и смотрит
на тайгу,
на море и
на небо; посидев так дня три, он возвращается домой, берет провизию и опять идет
на гору…
А вот и любовь. Ссыльнокаторжный Артем, — фамилии его не помню, — молодой человек лет 20, служил в Найбучи сторожем при казенном доме. Он был влюблен в аинку, жившую в одной из юрт
на реке Найбе, и, говорят, пользовался взаимностью. Его заподозрили как-то в краже и в наказание перевели в Корсаковскую тюрьму, то есть за 90 верст от аинки. Тогда он стал бегать из
поста в Найбучи для свидания с возлюбленной и бегал до тех пор, пока его не подстрелили в ногу.