Неточные совпадения
Ощущение, производимое в человеке прекрасным, — светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа (Я говорю о том, что прекрасно по своей сущности, а не по тому только, что прекрасно изображено
искусством; о прекрасных предметах и
явлениях, а не о прекрасном их изображении в произведениях
искусства: художественное произведение, пробуждая эстетическое наслаждение своими художественными достоинствами, может возбуждать тоску, даже отвращение сущностью изображаемого.).
Вообще говоря, произведения
искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном живой действительности; но если
искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение природе и жизни, то, быть может, некоторые
искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих
явлений живой действительности? быть может даже, то или другое
искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
После этого мы имеем право сказать, что в музыке
искусство есть только слабое воспроизведение
явлений жизни, независимых от стремления нашего к
искусству.
Мы говорили об источниках предпочтения произведений
искусства явлениям природы и жизни относительно содержания и выполнения, но очень важно и впечатление, производимое на нас
искусством или действительностью: степенью его также измеряется достоинство вещи.
Однако же в этом отношении произведение
искусства находится в гораздо благоприятнейших обстоятельствах, нежели
явления действительности; и эти обстоятельства могут заставить человека, не привыкшего анализировать причины своих ощущений, предполагать, что
искусство само по себе производит на человека более действия, нежели живая действительность.
Не говорим уже о том, что
явления жизни каждому приходится оценивать самому, потому что для каждого отдельного человека жизнь представляет особенные
явления, которых не видят другие, над которыми поэтому не произносит приговора целое общество, а произведения
искусства оценены общим судом.
Красота и величие действительной жизни редко являются нам патентованными, а про что не трубит молва, то немногие в состоянии заметить и оценить;
явления действительности — золотой слиток без клейма: очень многие откажутся уже по этому одному взять его, очень многие не отличат от куска меди; произведение
искусства — банковый билет, в котором очень мало внутренней ценности, но за условную ценность которого ручается все общество, которым поэтому дорожит всякий и относительно которого немногие даже сознают ясно, что вся его ценность заимствована только от того, что он представитель золотого куска.
Сила
искусства есть сила общих мест. Есть еще в произведениях
искусства сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше
явлений жизни и действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила
искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
Господствующее мнение о происхождении и значении
искусства выражается так: «Имея непреодолимое стремление к прекрасному, человек не находит истинно прекрасного в объективной действительности; этим он поставлен в необходимость сам создавать предметы или произведения, которые соответствовали бы его требованию, предметы или
явления истинно-прекрасные».
Другое возражение нисколько не прилагается к воззрению, нами высказанному: из предыдущего развития видно, что воспроизведение или «повторение» предметов и
явлений природы
искусством — дело вовсе не излишнее, напротив — необходимое.
Первое и общее значение всех произведений
искусства, сказали мы, — воспроизведение интересных для человека
явлений действительной жизни.
Но, интересуясь
явлениями жизни, человек не может, сознательно или бессознательно, не произносить о лих своего приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и хотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми
явлениями; приговор этот выражается в его произведении, — вот новое значение произведений
искусства, по которому
искусство становится в число нравственных деятельностей человека.
Но жизнь не думает объяснять нам своих
явлений, не заботится о выводе аксиом; в произведениях науки и
искусства это сделано; правда, выводы неполны, мысли односторонни в сравнении с тем, что представляет жизнь; но их извлекли для нас гениальные люди, без их помощи наши выводы были бы еще одностороннее, еще беднее.
Соединяя все сказанное, получим следующее воззрение на
искусство: существенное значение
искусства — воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также та первый план объяснение жизни, приговор о
явлениях ее.
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений
искусства к
явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений
искусства, не существует в объективной действительности и осуществляется только
искусством.
17) Воспроизведение жизни — общий, характеристический признак
искусства, составляющий сущность его; часто произведения
искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о
явлениях жизни.
Неточные совпадения
«Изображая отрицательные характеры и
явления, наша литература прошла мимо этих людей. Это — главный грех критического, морализирующего
искусства. Наше
искусство — насквозь морально».
Наш небольшой кружок собирался часто то у того, то у другого, всего чаще у меня. Рядом с болтовней, шуткой, ужином и вином шел самый деятельный, самый быстрый обмен мыслей, новостей и знаний; каждый передавал прочтенное и узнанное, споры обобщали взгляд, и выработанное каждым делалось достоянием всех. Ни в одной области ведения, ни в одной литературе, ни в одном
искусстве не было значительного
явления, которое не попалось бы кому-нибудь из нас и не было бы тотчас сообщено всем.
Всякое
явление в мире науки и
искусства, всякая новая знаменитость будили в нем вопрос: «Почему это не я, зачем не я?» Там на каждом шагу он встречал в людях невыгодные для себя сравнения… там он так часто падал, там увидал как в зеркале свои слабости… там был неумолимый дядя, преследовавший его образ мыслей, лень и ни на чем не основанное славолюбие; там изящный мир и куча дарований, между которыми он не играл никакой роли.
Мы так привыкли смешивать
искусство с природою, что очень часто те
явления природы, которые никогда не встречали в живописи, нам кажутся неестественными, как будто природа ненатуральна, и наоборот: те
явления, которые слишком часто повторялись в живописи, кажутся нам избитыми, некоторые же виды, слишком проникнутые одной мыслью и чувством, встречающиеся нам в действительности, кажутся вычурными.
Ведь ограничивая ее приложением «вечных и общих» законов
искусства к частным и временным
явлениям, через это самое осуждают
искусство на неподвижность, а критике дают совершенно приказное и полицейское значение.