Неточные совпадения
Что касается позднейших превращений этого основного воззрения под влиянием понятий о мире, доставленных наукою, эти видоизменения мы считаем лишним исчислять и еще менее находим нужды подвергать их особенной критике, потому что все они, подобно понятию новейших эстетиков о
трагическом, представляясь следствием стремления согласить непримиримое — фантастические представления полудикого и научные понятия, — страждут такою же несостоятельностью, как и понятие новейших эстетиков о
трагическом: различие только
то, что натянутость соединения противоположных начал в предшествующих попытках сближения была очевиднее, нежели в понятии о
трагическом, которое составлено с чрезвычайным диалектическим глубокомыслием.
А между
тем все представленное нами изложение понятий о
трагическом в немецкой эстетике есть только опыт привести понятие о судьбе в согласие с понятиями современной науки.
Это введение понятия о судьбе в науку посредством эстетического воззрения на сущность
трагического было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых науке воззрений на жизнь с понятиями науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством
того, что подобные стремления никогда не могут быть успешны: наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
Другой род
трагического —
трагическое нравственного столкновения — эстетика выводит из
той же мысли, только взятой наоборот: в
трагическом простой вины основанием
трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие преступления; в
трагическом нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его собственной совести.
Трагическая сцена совершается передо мною в действительности — тогда мне не до
того, чтобы вспоминать о себе; но я читаю в романе эпизод о погибели человека — и в моей памяти ясно или смутно воскресают все опасности, в которых я был сам, все случаи погибели близких ко мне людей.
Что драматическая поэзия изображает не одно
трагическое или комическое, доказывается
тем, что, кроме комедии и трагедии, должна была явиться драма.
Неточные совпадения
Впрочем, в
те минуты, когда сбрасывает
трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут-то он, я думаю, старается!
Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты,
та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти
трагической скорби… Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна».
— Помните вы его
трагический вопль о необходимости «делать огромные усилия ума и совести для
того, чтоб построить жизнь на явной лжи, фальши и риторике»?
Медленные пальцы маленького музыканта своеобразно рассказывали о
трагических волнениях гениальной души Бетховена, о молитвах Баха, изумительной красоте печали Моцарта. Елизавета Спивак сосредоточенно шила игрушечные распашонки и тугие свивальники для будущего человека. Опьяняемый музыкой, Клим смотрел на нее, но не мог заглушить в себе бесплодных мудрствований о
том, что было бы, если б все окружающее было не таким, каково оно есть?
«Все — было, все — сказано». И всегда будет жить на земле человек, которому тяжело и скучно среди бесконечных повторений одного и
того же. Мысль о
трагической позиции этого человека заключала в себе столько же печали, сколько гордости, и Самгин подумал, что, вероятно, Марине эта гордость знакома. Было уже около полудня, зной становился тяжелее, пыль — горячей, на востоке клубились темные тучи, напоминая горящий стог сена.