Одним словом, если красота в действительности развивается в борьбе с другими стремлениями природы, то и в искусстве красота развивается также в борьбе с другими стремлениями и
потребностями человека, ее создающего; если в действительности эта борьба портит или губит красоту, то едва ли менее шансов, что она испортит или погубит ее в произведении искусства; если в действительности прекрасное развивается под влияниями, ему чуждыми, не допускающими его быть только прекрасным, то и создание художника или поэта развивается множеством различных стремлений, результат которых должен быть таков же.
То и другое требование — следствие ограниченности человека; природа и действительная жизнь выше этой ограниченности; произведения искусства, подчиняясь ей, становясь этим ниже действительности и даже очень часто подвергаясь опасности впадать в пошлость или в слабость, приближаются к обыкновенным
потребностям человека и через это выигрывают в его глазах.
Неточные совпадения
Если так, то гораздо неодолимее
потребность спать: самый страстный любовник едва ли может пробыть без сна четверо суток; гораздо неодолимее
потребности «любить»
потребность есть и пить: это истинно безграничная
потребность, потому что нет
человека, не признающего силы ее, между тем как о любви очень многие не имеют и понятия; из-за этой
потребности совершается гораздо больше и гораздо труднейших подвигов, нежели от «всесильного» могущества любви.
Он составляет частный случай общего закона человеческой жизни, что страсти достигают ненормального развития только последствие ненормального положения предающегося им
человека, и только в таком случае, когда естественная и в сущности довольно спокойная
потребность, из которой возникает та или другая страсть, слишком долго не находила себе соответственного удовлетворения, спокойного и далеко не титанического.
Когда у
человека от утомления исчезает охота смотреть на прекрасное, не может не исчезать и
потребность эстетического наслаждения этим прекрасным.
Величественное в жизни
человека встречается не беспрестанно; но сомнительно, согласился ли бы сам
человек, чтобы оно было чаще: великие минуты жизни слишком дорого обходятся
человеку, слишком истощают его; а кто имеет
потребность искать и силу выносить их влияние на душу, тот может найти случаи к возвышенным ощущениям на каждом шагу: путь доблести, самоотвержения и высокой борьбы с низким и вредным, с бедствиями и пороками
людей не закрыт никому и никогда.
Жизнь так широка и многостороння, что в ней
человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и истинную
потребность.
Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных
людей, которые толкуют о чувствах и
потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и
потребностей, кроме
потребности рисоваться.
Какова первая
потребность, под влиянием которой
человек начинает петь? участвует ли в ней насколько-нибудь стремление к прекрасному?
Но вся ученость гармонии, все изящество развития, все богатство украшений гениальной арии, вся гибкость, все несравненное богатство голоса, ее исполняющего, не заменят недостатка искреннего чувства, которым проникнут бедный мотив народной песни и неблестящий, мало обработанный голос
человека, который поет не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из
потребности излить свое чувство.
Пришедши к выводу, что искусство не может быть обязано своим происхождением недовольству
человека прекрасным в действительности, мы должны были отыскивать, вследствие каких
потребностей возникает искусство, и исследовать его истинное значение.
Шаховской, заведовавший в семидесятых годах дуйскою каторгой, высказывает мнение, которое следовало бы теперешним администраторам принять и к сведению и к руководству: «Вознаграждение каторжных за работы дает хотя какую-нибудь собственность арестанту, а всякая собственность прикрепляет его к месту; вознаграждение позволяет арестантам по взаимном соглашении улучшать свою пищу, держать в большей чистоте одежду и помещение, а всякая привычка к удобствам производит тем большее страдание в лишении их, чем удобств этих более; совершенное же отсутствие последних и всегда угрюмая, неприветливая обстановка вырабатывает в арестантах такое равнодушие к жизни, а тем более к наказаниям, что часто, когда число наказываемых доходило до 80 % наличного состава, приходилось отчаиваться в победе розог над теми пустыми природными
потребностями человека, ради выполнения которых он ложится под розги; вознаграждение каторжных, образуя между ними некоторую самостоятельность, устраняет растрату одежды, помогает домообзаводству и значительно уменьшает затраты казны в отношении прикрепления их к земле по выходе на поселение».
Они любили друг друга, но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые могли бы дать им возможность отдохнуть друг от друга, удовлетворяли бы естественную
потребность человека — волноваться, думать, — вообще жить.
Так называемая наука об обществе в основу своих исследований ставит учение о
потребностях человека, забывая то неудобное для этого учения обстоятельство, что потребностей у всякого человека или нет никаких, как их нет у человека, убивающего себя или морящего голодом, или, буквально, их бесчисленное количество.
Неточные совпадения
Та привязанность, которую он испытывал к Анне, исключила в его душе последние
потребности сердечных отношений к
людям.
Губернский предводитель, в руках которого по закону находилось столько важных общественных дел, — и опеки (те самые, от которых страдал теперь Левин), и дворянские огромные суммы, и гимназии женская, мужская и военная, и народное образование по новому положению, и наконец земство, — губернский предводитель Снетков был
человек старого дворянского склада, проживший огромное состояние, добрый
человек, честный в своем роде, но совершенно не понимавший
потребностей нового времени.
Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и
потребностью даже и для таких
людей, которые и не рождены быть бесчестными.
Все они были до того нелепы, так странны, так мало истекали из познанья
людей и света, что оставалось только пожимать плечами да говорить: «Господи боже! какое необъятное расстояние между знаньем света и уменьем пользоваться этим знаньем!» Почти все прожекты основывались на
потребности вдруг достать откуда-нибудь сто или двести тысяч.
Только
люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же
потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа
человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает.