Неточные совпадения
Не вдаваясь в метафизические суждения о
том, каковы
на самом деле каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт
на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что
на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж
тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с
тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство
поэтического образа.
Против этого можно сказать: правда, что первообразом для
поэтического лица очень часто служит действительное лицо; но поэт «возводит его к общему значению» — возводить обыкновенно незачем, потому что и оригинал уже имеет общее значение в своей индивидуальности; надобно только — и в этом состоит одно из качеств
поэтического гения — уметь понимать сущность характера в действительном человеке, смотреть
на него проницательными глазами; кроме
того, надобно понимать или чувствовать, как стал бы действовать и говорить этот человек в
тех обстоятельствах, среди которых он будет поставлен поэтом, — другая сторона
поэтического гения; в-третьих, надобно уметь изобразить его, уметь передать его таким, каким понимает его поэт, — едва ли не самая характеристическая черта
поэтического гения.
Но общий очерк сюжета сам по себе еще не придает высокого
поэтического достоинства роману или повести — надобно уметь воспользоваться сюжетом; потому, оставляя без рассмотрения «самостоятельность» сюжета, обратим внимание
на то, выше или ниже действительных событий «поэтичность»
поэтических произведений со стороны сюжета, как он представляется в них вполне развитым.
Разница только в
том, что в действительности подробности никогда не могут быть умышленным механическим растягиванием дела, а в
поэтических произведениях они
на самом деле очень часто отзываются реторикою, механическим растягиванием рассказа.
Неточные совпадения
Левин доказывал, что ошибка Вагнера и всех его последователей в
том, что музыка хочет переходить в область чужого искусства, что так же ошибается поэзия, когда описывает черты лиц, что должна делать живопись, и, как пример такой ошибки, он привел скульптора, который вздумал высекать из мрамора тени
поэтических образов, восстающие вокруг фигуры поэта
на пьедестале.
Невозможно рассказать, какое действие произвела
на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без
того выразительным, — все потрясло меня каким-то пиитическим [Пиитический (устар.) —
поэтический.] ужасом.
Блестела золотая парча, как ржаное поле в июльский вечер
на закате солнца; полосы глазета напоминали о голубоватом снеге лунных ночей зимы, разноцветные материи — осеннюю расцветку лесов;
поэтические сравнения эти явились у Клима после
того, как он побывал в отделе живописи, где «объясняющий господин», лобастый, длинноволосый и тощий, с развинченным телом, восторженно рассказывая публике о пейзаже Нестерова, Левитана, назвал Русь парчовой, ситцевой и наконец — «чудесно вышитой по бархату земному шелками разноцветными рукою величайшего из художников — божьей рукой».
— Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в
поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как
на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа, и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны… француженки, немки, чухонки, и всё, всё… с поразительной, животрепещущей верностью… Я слышал отрывки — автор велик! в нем слышится
то Дант,
то Шекспир…
Она примирительно смотрела
на весь мир. Она стояла
на своем пьедестале, но не белой, мраморной статуей, а живою, неотразимо пленительной женщиной, как
то поэтическое видение, которое снилось ему однажды, когда он, под обаянием красоты Софьи, шел к себе домой и видел женщину-статую, сначала холодную, непробужденную, потом видел ее преображение из статуи в живое существо, около которого заиграла и заструилась жизнь, зазеленели деревья, заблистали цветы, разлилась теплота…