Потому,
находя предмет X прекраснее А, мы в действительной жизни нисколько не перестаем находить прекрасным предмет А. Положим, что «Отелло» выше «Макбета» или «Макбет» выше «Отелло», — несмотря на превосходство одной из этих трагедий над другой, они обе остаются прекрасными.
Неточные совпадения
«Прекрасным кажется то, что кажется полным осуществлением родовой идеи», значит также: «надобно, чтобы в прекрасном существе было все, что только может быть хорошего в существах этого рода; надобно, чтобы нельзя было
найти ничего хорошего в других существах того же рода, чего не было бы в прекрасном
предмете».
Но если по определениям прекрасного и возвышенного, нами принимаемым, прекрасному и возвышенному придается (независимость от фантазии, то, с другой стороны, этими определениями выставляется на первый план отношение к человеку вообще и к его понятиям тех
предметов и явлений, которые
находит человек прекрасными и возвышенными: прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас; великое то, что гораздо выше
предметов, с которыми сравниваем его мы.
Некоторые прекрасные
предметы составляют соединение многих
предметов; в этом случае, всматриваясь внимательнее, мы всегда
найдем, во-первых, что мы видим эти
предметы в такой связи, в таком соотношении только потому, что случайно стали на известное место, случайно смотрим на них с известной точки зрения.
Но и в том и в другом случае, в отдельном ли
предмете мы
находим красоту, или в сгруппировке
предметов, следствие будет одно и то же, если мы строже рассмотрим красоту.
Обыкновенно думают: если есть или может быть
предмет X выше находящегося у меня под глазами
предмета А, то
предмет А низок; но так только думают, не так чувствуют в самом деле, и,
находя Миссисипи величественнее Волги, мы продолжаем, однако, считать и Волгу величественной рекою.
Господствующее мнение о происхождении и значении искусства выражается так: «Имея непреодолимое стремление к прекрасному, человек не
находит истинно прекрасного в объективной действительности; этим он поставлен в необходимость сам создавать
предметы или произведения, которые соответствовали бы его требованию,
предметы или явления истинно-прекрасные».
В этом смысле искусство ничем не отличается от рассказа о
предмете; различие только в том, что искусство вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ; под формою жизни мы гораздо легче знакомимся с
предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, «ежели тогда, когда
находим сухое указание на
предмет.
Как хорошо рисуется этим домашнее, патриархальное значение русской литературы, которая писалась сама для себя,
находила предметы в своем тесном кружке и довольна была тем, что производила послания одного поэта к другому, эпиграммы другого на третьего, критики третьего на послания первого, сатиры первого на критики третьего и т. д.
Ни Синтянина, ни Форовы ее не беспокоили; от Бодростиных тоже не было никаких засылов, а муж хотя и приезжал раза три, но они уже не
находили предмета для разговора, что, однако же, вовсе не мешало Ларисе находить ему для противоречий по поводу всякого слова, произносимого Подозеровым.
Неточные совпадения
Посему,
находя, что все ныне существующие мундиры лишь в слабой степени удовлетворяют этой важной цели, я полагал бы необходимым составить специальную на сей
предмет комиссию, которой и препоручить начертать план градоначальнического мундира.
Он перечитал книги, данные ему Свияжским, и, выписав то, чего у него не было, перечитал и политико-экономические и социалистические книги по этому
предмету и, как он ожидал, ничего не
нашел такого, что относилось бы до предпринятого им дела.
Долли чувствовала себя смущенною и искала
предмета разговора. Хотя она и считала, что с его гордостью ему должны быть неприятны похвалы его дома и сада, она, не
находя другого
предмета разговора, всё-таки сказала ему, что ей очень понравился его дом.
И как голодное животное хватает всякий попадающийся
предмет, надеясь
найти в нем пищу, так и Вронский совершенно бессознательно хватался то за политику, то за новые книги, то за картины.
Все
нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных
предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, [Авгуры — жрецы-гадатели в Древнем Риме.] по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились, довольные своим вечером.