Неточные совпадения
Определяя прекрасное как полное проявление идеи в отдельном существе, мы необходимо придем
к выводу: «прекрасное в действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в действительности (или, [по Гегелю]: в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в объективной действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются в ней] не случайно, а по строгому логическому развитию
основного понятия о прекрасном.
— «Сравнение с окружающими предметами необходимо для того, чтобы предмет казался возвышенным», — мысль очень близкая
к принимаемому нами воззрению на
основной признак возвышенного.
Здесь-то, кажется, сильнее всего выказывается важность
основных понятий, анализ которых занял так много страниц в этом очерке: отступление от господствующего взгляда на сущность того, что служит главнейшим содержанием искусства, необходимо ведет
к изменению понятий и о самой сущности искусства.
Первый из
основных вопросов, здесь встречающихся, — вопрос об отношении прекрасного в действительности
к прекрасному в фантазии и в искусстве.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и формы, то из стремления
к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека,
основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление
к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление
к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления
к прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления
к единству идеи и формы.
Неточные совпадения
Ему показалось, что никогда еще он не думал так напряженно и никогда не был так близко
к чему-то чрезвычайно важному, что раскроется пред ним в следующую минуту, взорвется, рассеет все, что тяготит его, мешая найти
основное в нем, человеке, перегруженном «социальным хламом».
К лету 14 года Клим Иванович Самгин был весьма заметным человеком среди людей,
основным качеством которых являлось строго критическое отношение
к действительности, текущей все более быстро и бурно. О нем весьма единодушно говорили:
В общем, чутко прислушиваясь
к себе, Самгин готов был признать, что, кажется, никогда еще он не чувствовал себя так бодро и уверенно. Его
основным настроением было настроение самообороны, и он далеко не всегда откровенно ставил пред собою некоторые острые вопросы, способные понизить его самооценку. Но на этот раз он спросил себя:
Он отмечал, что по составу своему сборища становятся всё пестрее, и его особенно удовлетворял тот факт, что
к основному, беспартийному ядру таких собраний все больше присоединялось членов реформаторских партий и все более часто, открыто выступали люди, настроенные революционно.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю
к действию.
К чему, в общем и глубоком смысле, можно свести
основное действие человека, творца истории?
К самоутверждению,
к обороне против созданных им идей,
к свободе толкования смысла “фактов”».