Неточные совпадения
По силам ли автора задача, которую хотел он объяснить, решать это, конечно, не ему самому. Но предмет, привлекший его внимание, имеет ныне полное право обращать на себя внимание всех людей, занимающихся эстетическими вопросами, то есть всех, интересующихся
искусством,
поэзиею, литературой.
Автор не менее, нежели кто-нибудь, признает необходимость специальных исследований; но ему кажется, что от времени до времени необходимо также обозревать содержание науки с общей точки зрения; кажется, что если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в смысл их. Мы все признаем высокое значение истории
искусства, особенно истории
поэзии; итак, не могут не иметь высокого значения и вопросы о том, что такое
искусство, что такое
поэзия.
От
поэзии переходим к другим
искусствам.
Теперь нам остается говорить о музыке и
поэзии — высших, совершеннейших
искусствах, пред которыми исчезают и живопись, и скульптура.
Переходим к высочайшему и полнейшему из
искусств,
поэзии, вопросы о которой заключают в себе всю теорию
искусства.
Неизмеримо выше других
искусств стоит
поэзия по своему содержанию; все другие
искусства не в состоянии сказать нам и сотой доли того, что говорит
поэзия.
Но совершенно изменяется это отношение, когда мы обращаем внимание на силу и живость субъективного впечатления, производимого
поэзиею, с одной стороны, и остальными
искусствами — с другой.
Все другие
искусства, подобно живой действительности, действуют прямо на чувства,
поэзия действует на фантазию; фантазия у одних людей гораздо впечатлительнее и живее, нежели у других, но вообще должно сказать, что у здорового человека ее образы бледны, слабы в сравнении с воззрениями чувств; потому надобно сказать, что по силе и ясности субъективного впечатления
поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других
искусств.
Не говорим пока о том, что следствием подобного обыкновения бывает идеализация в хорошую и дурную сторону, или просто говоря, преувеличение; потому что мы не говорили еще о значении
искусства, и рано еще решать, недостаток или достоинство эта идеализация; скажем только, что вследствие постоянного приспособления характера людей к значению событий является в
поэзии монотонность, однообразны делаются лица и даже самые события; потому что от разности в характерах действующих лиц и самые происшествия, существенно сходные, приобретали бы различный оттенок, как это бывает в жизни, вечно разнообразной, вечно новой, между тем как в поэтических произведениях очень часто приходится читать повторения.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не
искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному
искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное
искусство (
поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и формы.
Но из всех
искусств наиболее противится подведению своего содержания под тесные рубрики прекрасного и его моментов
поэзия.
Не говорим уже о том, что влюбленная чета, страдающая или торжествующая, придает целым тысячам произведений ужасающую монотонность; не говорим и о том, что эти любовные приключения и описания красоты отнимают место у существенных подробностей; этого мало: привычка изображать любовь, любовь и вечно любовь заставляет поэтов забывать, что жизнь имеет другие стороны, гораздо более интересующие человека вообще; вся
поэзия и вся изображаемая в ней жизнь принимает какой-то сантиментальный, розовый колорит; вместо серьезного изображения человеческой жизни произведения
искусства представляют какой-то слишком юный (чтобы удержаться от более точных эпитетов) взгляд на жизнь, и поэт является обыкновенно молодым, очень молодым юношею, которого рассказы интересны только для людей того же нравственного или физиологического возраста.
Но если все
искусства могут указывать новые интересные предметы, то
поэзия всегда по необходимости указывает резким и ясным образом на существенные черты предмета.
Это направление может находить себе выражение во всех
искусствах (напр., в живописи можно указать на карикатуры Гогарта), но преимущественно развивается оно в
поэзии, которая представляет полнейшую возможность выразить определенную мысль.
Наука и
искусство (
поэзия) — «Handbuch» для начинающего изучать жизнь; их значение — приготовить к чтению источников и потом от времени до времени служить для справок.
Соединяя все сказанное, получим следующее воззрение на
искусство: существенное значение
искусства — воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях
поэзии, выступает также та первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее.
Неточные совпадения
Левин доказывал, что ошибка Вагнера и всех его последователей в том, что музыка хочет переходить в область чужого
искусства, что так же ошибается
поэзия, когда описывает черты лиц, что должна делать живопись, и, как пример такой ошибки, он привел скульптора, который вздумал высекать из мрамора тени поэтических образов, восстающие вокруг фигуры поэта на пьедестале.
Она знала, что в области политики, философии богословия Алексей Александрович сомневался или отыскивал; но в вопросах
искусства и
поэзии, в особенности музыки, понимания которой он был совершенно лишен, у него были самые определенные и твердые мнения.
Разговор зашел о новом направлении
искусства, о новой иллюстрации Библии французским художником. Воркуев обвинял художника в реализме, доведенном до грубости. Левин сказал, что Французы довели условность в
искусстве как никто и что поэтому они особенную заслугу видят в возвращении к реализму. В том, что они уже не лгут, они видят
поэзию.
— Как? не только
искусство,
поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Есть одно
искусство: оно лишь может удовлетворить современного художника:
искусство слова,
поэзия: оно безгранично. Туда уходит и живопись, и музыка — и еще там есть то, чего не дает ни то, ни другое…