Мнение, будто 6» рисованный пейзаж может быть величественнее, грациознее или в каком бы то ни было отношении лучше
действительной природы, отчасти обязано своим происхождением предрассудку, над которым самодовольно подсмеиваются в наше время даже те, которые в сущности еще не отделались от него, — предрассудку, что природа груба, низка, грязна, что надобно очищать и украшать ее для того, чтоб она облагородилась.
Произведение искусства мелочнее того, что мы видим в жизни и в природе, и вместе с тем эффектнее, — как же не утвердиться мнению, что оно прекраснее
действительной природы и жизни, в которых так мало искусственности, которым чуждо стремление заинтересовать?
Неточные совпадения
Три различные формы, в которых существует прекрасное, следующие: прекрасное в действительности (или в
природе) [как выражается гегелевская школа], прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве (в [
действительном бытии], придаваемом ему творческою фантазиею человека).
Окончательный вывод из этих суждений о скульптуре и живописи: мы видим, что произведения того и другого искусства по многим и существеннейшим элементам (по красоте очертаний, по абсолютному совершенству исполнения, по выразительности и т. д.) неизмеримо ниже
природы и жизни; но, кроме одного маловажного преимущества живописи, о котором сейчас говорили, решительно не видим, в чем произведения скульптуры или живописи стояли бы выше
природы и
действительной жизни.
То и другое требование — следствие ограниченности человека;
природа и
действительная жизнь выше этой ограниченности; произведения искусства, подчиняясь ей, становясь этим ниже действительности и даже очень часто подвергаясь опасности впадать в пошлость или в слабость, приближаются к обыкновенным потребностям человека и через это выигрывают в его глазах.
«Наша мысль, в своей чисто логической форме, не способна представить себе
действительную природу жизни, — говорит Бергсон. — Жизнь создала ее в определенных обстоятельствах для воздействия на определенные предметы; мысль — только проявление, один из видов жизни, — как же может она охватить жизнь?.. Наш ум неисправимо самонадеян; он думает, что по праву рождения или завоевания, прирожденно или благоприобретено, он обладает всеми существенными элементами для познания истины».
Неточные совпадения
Но во всех этих неудобствах виновата, как видите,
природа, против которой пока трудно еще взять
действительные меры.
В согласность ее требованиям, они ломают
природу ребенка, погружают его душу в мрак, и ежели не всегда с полною откровенностью ратуют в пользу полного водворения невежества, то потому только, что у них есть подходящее средство обойти эту слишком крайнюю меру общественного спасения и заменить ее другою, не столь резко возмущающею человеческую совесть, но столь же
действительною.
Достоевский отказывается от идеалистического гуманизма 40-х годов, от Шиллера, от культа «высокого и прекрасного», от оптимистических представлений о человеческой
природе, он переходит к «реализму
действительной жизни», но к реализму не поверхностному, а глубинному, раскрывающему сокровенную глубину человеческой
природы во всех ее противоречиях.
Люди, живущие в естественных условиях жизни, не по городам, но среди
природы, борясь с нею, живут без этого ограждения и знают, как мало может оградить их насилие от окружающих их
действительных опасностей.
Да, вы много читаете, и на вас ловко сидит европейский фрак, но все же с какою нежною, чисто азиатскою, ханскою заботливостью вы оберегаете себя от голода, холода, физического напряжения, от боли и беспокойства, как рано ваша душа спряталась в халат, какого труса разыграли вы перед
действительною жизнью и
природой, с которою борется всякий здоровый и нормальный человек.