Неточные совпадения
В
сущности эти два определения совершенно различны, как существенно различными найдены были нами и два определения прекрасного, представляемые господствующею системою; в самом деле, перевес идеи над формою производит не собственно понятие возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера, в трактате о возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «возвышенное есть то, что пробуждает в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет в себе) идею
бесконечного» остается определением собственно возвышенного.
Едва ли можно после этого разделять мысль, что «возвышенное есть перевес идеи над формою», или что «
сущность возвышенного состоит в пробуждении идеи
бесконечного». В чем же состоит она? Очень простое определение возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его области.
Неточные совпадения
«…и потому еще, что я сам в горячешном положении. Будем счастливы, Вера! Убедись, что вся наша борьба, все наши нескончаемые споры были только маской страсти. Маска слетела — и нам спорить больше не о чем. Вопрос решен. Мы, в
сущности, согласны давно. Ты хочешь
бесконечной любви: многие хотели бы того же, но этого не бывает…»
Веротерпимость связана с тем, что истина бесконечна, открывает
бесконечный путь, и превращение истины в конечность, что есть нетерпимость и фанатизм, есть в
сущности измена истине.
Христианство признает любовь и к себе, и к семье, и к народу, и к человечеству, не только к человечеству, но ко всему живому, ко всему существующему, признает необходимость
бесконечного расширения области любви; но предмет этой любви оно находит не вне себя, не в совокупности личностей: в семье, роде, государстве, человечестве, во всем внешнем мире, но в себе же, в своей личности, но личности божеской,
сущность которой есть та самая любовь, к потребности расширения которой приведена была личность животная, спасаясь от сознания своей погибельности.
В
бесконечном, неподвижном, т. е. субстанции,
сущности, находится множество, число; как модус и многообразие
сущности, она не становится более чем единой, но только многообразной, многовидной
сущностью.
Отсюда все, что порождает различие родов, видов, что создает разницы и свойства, все, что существует в возникновении, гибели, изменении и перемене, — есть не
сущность, не бытие, но состояние и определение
сущности и бытия, а это последнее есть единый
бесконечный, неподвижный субстрат, материя, жизнь, душа, истинное и доброе.