Цитаты со словом «воспроизведение»
Область
поиска
по произведению «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)искать по всей классике
Область
поиска
«Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)по всей классике
Природа не стареет, вместо увядших произведений своих она рождает новые; искусство лишено этой вечной способности
воспроизведения, возобновления, а между тем время не без следа проходит и над его созданиями.
После этого мы имеем право сказать, что в музыке искусство есть только слабое
воспроизведение явлений жизни, независимых от стремления нашего к искусству.
Итак, первое значение искусства, принадлежащее всем без исключения произведениям его, —
воспроизведение природы и жизни.
Итак, первая цель искусства —
воспроизведение действительности.
Нисколько не думая, чтобы этими словами было высказано нечто совершенно новое в истории эстетических воззрений, мы, однако же, полагаем, что псевдоклассическая «теория подражания природе», господствовавшая в XVII–XVIII веках, требовала от искусства не того, в чем поставляется формальное начало его определением, заключающимся в словах: «искусство есть
воспроизведение действительности».
Здесь прежде всего заметим, что словами: «искусство есть
воспроизведение действительности», как и фразою; «искусство есть подражание природе», определяется только формальное начало искусства; для определения содержания искусства первый вывод, нами сделанный относительно его цели, должен быть дополнен, и мы займемся этим дополнением впоследствии.
Другое возражение нисколько не прилагается к воззрению, нами высказанному: из предыдущего развития видно, что
воспроизведение или «повторение» предметов и явлений природы искусством — дело вовсе не излишнее, напротив — необходимое.
Итак, справедливо, что фраза: «искусство есть
воспроизведение действительности», должна быть дополнена для того, чтобы быть всесторонним определением; не исчерпывая в этом виде все содержание определяемого понятия, определение, однако, верно, и возражения против него пока могут быть основаны только на затаенном требовании, чтобы искусство являлось по своему определению выше, совершеннее действительности; объективную неосновательность этого предположения мы старались доказать и потом обнаружили его субъективные основания.
Прежде, нежели перейдем к определению существенного содержания искусства, чем дополнится принимаемое нами определение его формального начала, считаем нужным высказать несколько ближайших указаний об отношении теории «
воспроизведения» к теории так называемого «подражания».
Их μιμηδις соответствует нашему термину «
воспроизведение».
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», — оно говорит о том, что искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а живым индивидуальным фактом; говоря: «искусство есть
воспроизведение природы в жизни», мы говорим то же самое: в природе и жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно; воспроизведение должно по мере возможности сохранять сущность воспроизводимого; потому создание искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в индивидуальных образах.
Первое и общее значение всех произведений искусства, сказали мы, —
воспроизведение интересных для человека явлений действительной жизни.
Но мы говорили выше, что, кроме
воспроизведения, искусство имеет еще другое значение — объяснение жизни; до некоторой степени это доступно всем искусствам: часто достаточно обратить внимание «а предмет (что всегда и делает искусство), чтобы объяснить его значение или заставить лучше понять жизнь.
Существенное значение искусства —
воспроизведение того, чем интересуется человек в действительности.
Бывают люди, у которых суждение о явлениях жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это люди, у которых умственная деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме
воспроизведения любимых им сторон жизни.
Соединяя все сказанное, получим следующее воззрение на искусство: существенное значение искусства —
воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также та первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее.
Это ясно из цели поэтического создания, от которого требуется верное
воспроизведение известной стороны жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только, в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое чувствами и создавать нечто новое по форме.
Искусство только напоминает нам своими
воспроизведениями о том, что интересно для нас в жизни, и старается до некоторой степени познакомить нас с теми интересными сторонами жизни, которых не имели мы случая испытать или наблюдать в действительности.
17)
Воспроизведение жизни — общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.
Цитаты из русской классики со словом «воспроизведение»
«Если истина есть не копия действительности, не символическое
воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
А не для
воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?
Таким образом, творчество остается не у дел, отчасти за недоступностью материала для художественного
воспроизведения, отчасти за нравственною невозможностью отнестись к этому материалу согласно с указаниями улицы.
Общества не было или было такое, какое хорошо только в художественном
воспроизведении, а не в действительности.
Таким образом, оказывается, что все стоящее до известной степени выше ординарного уровня жизни, все представляющее собой выражение идеала в каком бы то ни было смысле: в смысле ли будущего или в смысле прошедшего — все это становится заповедною областью, недоступною ни для воздействия публицистики, ни для художественного
воспроизведения.
Ассоциации к слову «воспроизведение»
Синонимы к слову «воспроизведение»
Предложения со словом «воспроизведение»
- Он выложил на стол телефон, нашёл на нём нужную аудиозапись и нажал кнопку воспроизведения.
- Выключив прибор, он прокрутил запись назад и снова включил воспроизведение.
- В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «воспроизведение»
Каким бывает «воспроизведение»
Значение слова «воспроизведение»
Афоризмы русских писателей со словом «воспроизведение»
- Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно