Неточные совпадения
«Исторически Хельчицкий относит упадок христианства ко
временам Константина Великого, которого папа Сильвестр ввел в христианство со всеми
языческими нравами и жизнью.
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от
языческого жизнепонимания к христианскому. Общественный человек нашего
времени приводится самою жизнью к необходимости отречься от
языческого понимания жизни, не свойственного теперешнему возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех противоречий, в которых он путается.
И потому, казалось бы, неизбежно христианскому человечеству нашего
времени отречься от осуждаемых им
языческих форм жизни и на признаваемых им христианских основах построить свою жизнь.
И странно и страшно сказать — образованные люди нашего
времени, передовые люди своими утонченными рассуждениями в сущности влекут общество назад, к состоянию даже не
языческому, а к состоянию первобытной дикости.
Так или иначе, но все люди нашего
времени в сознании своем не только отрицают существующий отживший
языческий строй жизни, но и признают, часто сами не зная этого и считая себя врагами христианства, то, что спасение наше только в приложении к жизни христианского учения или части его в его истинном значении.
То же и в том внешнем сходстве прежней
языческой жизни с теперешней. Сходство это только внешнее: внутреннее состояние людей во
времена язычества и в наше
время совершенно различно.
Можно было при
языческом миросозерцании обещаться исполнять волю светских властей, не нарушая волю бога, полагаемую в обрезании, субботе, определенной
временем молитве, воздержании от известного рода пищи и т. п.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от
языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное
время или от чего-либо в известное
время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое
время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет смысл его жизни.
Всякий человек нашего
времени поставлен в необходимость признать свое участие в жестокостях
языческой жизни или отвергнуть ее.
В субботу юнкеров отпустили в отпуск на всю неделю Масленицы. Семь дней перерыва и отдыха посреди самого тяжелого и напряженного зубрения, семь дней полной и веселой свободы в стихийно разгулявшейся Москве, которая перед строгим Великим постом вновь возвращается к незапамятным
языческим временам и вновь впадает в широкое идолопоклонство на яростной тризне по уходящей зиме, в восторженном плясе в честь весны, подходящей большими шагами.
Неточные совпадения
Несмелов все
время борется против
языческих, идолопоклоннических, магических элементов в христианстве.
Когда в наше
время начинают говорить о реставрации древних,
языческих религий, то охватывает ужас вечного возвращения.
Вся
языческая полнота жизни, так соблазняющая многих и в наше
время, не есть зло и не подлежит уничтожению; все это богатство бытия должно быть завоевано окончательно, и недостаточность и ложь язычества в том и заключалась, что оно не могло отвоевать и утвердить бытие, что закон тления губил мир и язычество беспомощно перед ним останавливалось.
И в то
время как одна «банда» детей поет, приплясывая, этот
языческий гимн, другая — заглушает ее пение еще более веселой песенкой:
Тщетно доказывал Дыба, что это произошло с ним вследствие уныния, но что, во всяком случае, бракосочетание в Демидовом саду, и притом в зимнее
время и по
языческому обряду, не может иметь серьезного значения; тщетно уверял, что, по первому же требованию, он даст Густе расчет, а буде во власти будет, то и сошлет ее в места более или менее отдаленные, — будущее его было разбито навсегда!