Неточные совпадения
Сущность общественного жизнепонимания состоит в перенесении смысла своей личной жизни в жизнь совокупности личностей: племени, семьи, рода,
государства. Перенесение это совершалось и совершается легко и естественно в первых своих
формах, в перенесении смысла жизни из своей личности в племя, семью. Перенесение же в род или народ уже труднее и требует особенного воспитания для этого; перенесение же сознания в
государство уже составляет предел такого перенесения.
Так это и было и есть в действительности при известных
формах совокупностей, в семье или племени, безразлично от того, что чему предшествовало, или в роде и даже в патриархальном
государстве.
Но если так, и справедливо то, что христианство несовместимо с
государством, то, естественно, является вопрос: что нужнее для блага человечества, что больше обеспечивает благо людей: государственная
форма жизни или разрушение и замена ее христианством?
Одни люди говорят, что нужнее для человечества
государство, что уничтожение государственной
формы повлекло бы за собой уничтожение всего того, что выработало человечество, что
государство как было, так и продолжает быть единственной
формой развития человечества и что всё то зло, которое мы видим среди народов, живущих в государственной
форме, происходит не от этой
формы, а от злоупотреблений, которые могут быть исправлены без уничтожения, и что человечество, не нарушая государственной
формы, может развиться и дойти до высокой степени благосостояния.
Если человек, вследствие выросшего в нем высшего сознания, не может уже более исполнять требований
государства, не умещается уже более в нем и вместе с тем не нуждается более в ограждении государственной
формой, то вопрос о том, созрели ли люди до отмены государственной
формы, или не созрели, решается совсем с другой стороны и так же неоспоримо, как и для птенца, вылупившегося из яйца, в которое уже никакие силы мира не могут вернуть его, — самими людьми, выросшими уже из
государства и никакими силами не могущими быть возвращенными в него.
Одно состояние, нажитое торговлей предметами, необходимыми для народа или развращающими народ, или биржевыми операциями, или приобретением дешевых земель, которые потом дорожают от нужды народной, или устройством заводов, губящих здоровье и жизни людей, или посредством гражданской или военной службы
государству, или какими-либо делами, потворствующими соблазнам людей, — состояние, приобретаемое такими делами не только с разрешения, но с одобрения руководителей общества, скрашенное при этом показною благотворительностью, без сравнения более развращает людей, чем миллионы краж, мошенничеств, грабежей, совершенных вне признанных законом
форм и подвергающихся уголовному преследованию.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает
форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Рушатся основы миросозерцания XIX века, и потому рушатся обоснованные на нем государства и культуры. Рушатся государства монархические и демократические, одинаково имевшие в своей первооснове гуманизм. Переживает кризис и крах не та или иная
форма государства, а само государство. Крепких, долголетних государств не осталось. Ни одно государство не знает, что будет с ним завтра.
Неточные совпадения
— Самодержавие имеет за собою трехсотлетнюю традицию. Не забывайте, что не истекло еще трех лет после того, как вся Россия единодушно праздновала этот юбилей, и что в Европе нет
государства, которое могло бы похвастать стойкостью этой
формы правления.
Славянофилы сознавали, что их учение о самодержавии было своеобразной
формой отрицания
государства.
Формы русского
государства делали русского человека бесформенным.
Отношения церкви и
государства есть одна из
форм отношения духа и кесаря, но уже в
форме исторической объективации.
Но бытие народов и
государств в истории не сохраняется вечно, в неподвижных
формах и границах.