Неточные совпадения
Кроме того,
оправдание насилия, употребленного над ближним для защиты другого ближнего от худшего насилия, всегда неверно, потому что никогда при употреблении насилия против не совершившегося еще
зла нельзя знать, какое
зло будет больше —
зло ли моего насилия, или того, от которого я хочу защищать.
Люди же, делающие те же дела воровства, грабежа, истязаний, убийств, прикрываясь религиозными и научными либеральными
оправданиями, как это делают все землевладельцы, купцы, фабриканты и всякие слуги правительства нашего времени, призывают других к подражанию своим поступкам и делают
зло не только тем, которые страдают от него, но тысячам и миллионам людей, которых они развращают, уничтожая для этих людей различие между добром и
злом.
И только детски-незрелое, немудрое, испуганное сознание боится этой антиномии, ему все мерещится идеализация и
оправдание зла в имманентно-монистическом тезисе антиномии.
Неточные совпадения
— В бога, требующего теодицеи, — не могу верить. Предпочитаю веровать в природу, коя
оправдания себе не требует, как доказано господином Дарвином. А господин Лейбниц, который пытался доказать, что-де бытие
зла совершенно совместимо с бытием божиим и что, дескать, совместимость эта тоже совершенно и неопровержимо доказуется книгой Иова, — господин Лейбниц — не более как чудачок немецкий. И прав не он, а Гейнрих Гейне, наименовав книгу Иова «Песнь песней скептицизма».
Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и
зле для
оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему.
В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы
зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема — проблема человека, его назначения,
оправдания его творчества.
Если
зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания
злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за
зло мира, нет круговой поруки, то теодицея [Теодицеей называется проблема
оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Непонимание натуры человека, и проистекающее отсель бесстрастное равнодушие к добру и
злу, и кривосудство о поступках:
оправдание неоправдимого и порицание достойного.