Неточные совпадения
Такое состояние души, при котором человек не сознает того
зла, которое делает, бывает у человека тогда, когда он или не желает проверять разумом свое поведение, или, еще хуже, употребляет свой разум на
оправдание своих поступков, когда он подпал соблазнам и связанным с ними суевериям.
Человек же, имея разум, не может не видеть того, что
зло только увеличивает
зло, и потому должен бы удерживаться от воздаяния
злом за
зло, но часто животная природа человека берет верх над разумной природой, и человек тот самый разум, который должен бы был удержать его от воздаяния
злом за
зло, употребляет на
оправдания совершаемого им
зла, называя это
зло возмездием, наказанием.
Законная цель наук есть познание истин, служащих к благу людей. Ложная цель есть
оправдание обманов, вносящих
зло в жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
И только детски-незрелое, немудрое, испуганное сознание боится этой антиномии, ему все мерещится идеализация и
оправдание зла в имманентно-монистическом тезисе антиномии.
Неточные совпадения
— В бога, требующего теодицеи, — не могу верить. Предпочитаю веровать в природу, коя
оправдания себе не требует, как доказано господином Дарвином. А господин Лейбниц, который пытался доказать, что-де бытие
зла совершенно совместимо с бытием божиим и что, дескать, совместимость эта тоже совершенно и неопровержимо доказуется книгой Иова, — господин Лейбниц — не более как чудачок немецкий. И прав не он, а Гейнрих Гейне, наименовав книгу Иова «Песнь песней скептицизма».
Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и
зле для
оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему.
В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы
зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема — проблема человека, его назначения,
оправдания его творчества.
Если
зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания
злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за
зло мира, нет круговой поруки, то теодицея [Теодицеей называется проблема
оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Непонимание натуры человека, и проистекающее отсель бесстрастное равнодушие к добру и
злу, и кривосудство о поступках:
оправдание неоправдимого и порицание достойного.