Неточные совпадения
Человек божеского жизнепонимания признает жизнь уже не в своей личности и не в совокупности личностей (в семье, роде, народе, отечестве или государстве), а в источнике вечной, неумирающей жизни — в боге; и для исполнения воли бога жертвует и своим личным, и семейным, и
общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь. И религия его есть поклонение
делом и истиной началу всего — богу.
Все эти положения кажутся людям, стоящим на низшем жизнепонимании, выражением какого-то восторженного увлечения, не имеющего никакого прямого приложения к жизни. А между тем эти положения так же строго вытекают из жизнепонимания христианского, как положение об отдаче своего труда для общего
дела, о жертве своей жизни для защиты отечества вытекает из жизнепонимания
общественного.
Это-то и происходит в
деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего
общественного, государственного возраста и вступило в новый. Оно знает то учение, которое должно быть положено в основу жизни этого нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой жизни вытекает ряд противоречий и страданий, отравляющих нашу жизнь и требующих ее изменения.
В самом
деле: ведь смысл
общественного жизнепонимания состоит в том, что человек, сознавая жестокость борьбы личностей между собою и погибельность самой личности, переносит смысл своей жизни в совокупности личностей.
«Без государства, — говорят еще, — не было бы всех тех учреждений воспитательных, образовательных, религиозных, путесообщительных и других. Без государства люди не умели бы учредить
общественных нужных для всех
дел». Но этот довод мог иметь основание тоже только несколько веков тому назад.
А между тем, стоит только представить себе то, к чему
дело идет и чему никто не может воспрепятствовать, что между людьми установилось с такою же силою и всеобщностью, как и языческое
общественное мнение,
общественное мнение христианское и заменило языческое, что большинство людей так же стыдится участия в насилии и пользовании им, как стыдятся теперь люди мошенничества, воровства, нищенства, трусости, и тотчас же само собой, без борьбы и насилия уничтожается это сложное и кажущееся столь могущественным устройство жизни.
А для того, чтобы это случилось, не нужно, чтобы вошло в сознание людей что-либо новое, а только чтобы исчез тот туман, который скрывает от людей истинное значение некоторых
дел насилия, чтобы растущее христианское
общественное мнение пересилило отживающее
общественное мнение языческое, допускавшее и оправдывавшее
дела насилия.
То же и в проявлении христианского
общественного мнения о значении насилия и того, что основано на нем. Если это
общественное мнение влияет уже на некоторых наиболее чутких людей и заставляет их каждого в своем
деле отказываться от преимуществ, даваемых насилием, или не пользоваться им, то оно будет влиять и дальше, и будет влиять до тех пор, пока не изменит всю деятельность людей и не приведет ее в согласие с тем христианским сознанием, которое уже живет в передовых людях человечества.
Начальствующие, возбуждавшие, содействовавшие
делу и распоряжавшиеся им, скажут, что делают то, что делают, потому, что такие
дела необходимы для поддержания существующего порядка; поддержание же существующего порядка необходимо для блага отечества, человечества, для возможности
общественной жизни и движения прогресса.
Так, люди, распоряжавшиеся истязаниями в Нижнем-Новгороде, Саратове, Орле, Юзовском заводе, поняли значение того, что они сделали, только после совершения
дела и теперь мучаются стыдом перед
общественным мнением и перед своей совестью.
Он знает, что
дело орловского губернатора вызвало негодование лучших людей общества, и сам он уже под влиянием
общественного мнения тех кругов, в которых он находится, не раз выражал неодобрение ему; он знает, что прокурор, который должен был ехать, прямо отказался от участия в
деле, потому что считает это
дело постыдным; знает и то, что в правительстве нынче-завтра могут произойти перемены, вследствие которых то, чем выслуживались вчера, может завтра сделаться причиной немилости; знает, что есть пресса, если не русская, то заграничная, которая может описать это
дело и навеки осрамить его.
Но удивительное
дело: именно те люди, которые в наше время более всех других говорят, что заботятся об улучшении человеческой жизни, и считаются руководителями
общественного мнения, утверждают, что этого-то и не нужно делать и что для улучшения положения людей существуют другие, более действительные средства.
Всё шло без задержек, скоро и не без торжественности, и эта правильность, последовательность и торжественность, очевидно, доставляли удовольствие участвующим, подтверждая в них сознание, что они делают серьезное и важное
общественное дело. Это чувство испытывал и Нехлюдов.
Неточные совпадения
Очень может быть, что так бы и кончилось это
дело измором, если б бригадир своим административным неискусством сам не взволновал
общественного мнения.
Ты вот презираешь
общественную служебную деятельность, потому что тебе хочется, чтобы
дело постоянно соответствовало цели, а этого не бывает.
Как прежде чиновников было так много, что для всякого
дела нужен был чиновник, так теперь всё
общественные деятели.
Шестнадцать часов
дня надо было занять чем-нибудь, так как они жили за границей на совершенной свободе, вне того круга условий
общественной жизни, который занимал время в Петербурге.
Константин Левин слушал его, и то отрицание смысла во всех
общественных учреждениях, которое он
разделял с ним и часто высказывал, было ему неприятно теперь из уст брата.