Неточные совпадения
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого жизнепонимания к христианскому. Общественный человек нашего времени приводится самою жизнью к необходимости отречься от языческого понимания жизни,
не свойственного теперешнему возрасту человечества, и
подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех противоречий, в которых он путается.
Смотрят люди на предмет различно, но как те, так и другие и третьи рассуждают о войне как о событии совершенно
не зависящем от воли людей, участвующих в ней, и потому даже и
не допускают того естественного вопроса, представляющегося каждому простому человеку: «Что, мне-то нужно ли принимать в ней участие?» По мнению всех этих людей, вопросов этого рода даже
не существует, и всякий, как бы он ни смотрел на войну сам лично, должен рабски
подчиняться в этом отношении
требованиям власти.
Взойдемте же в этот неизбежный, необходимый дворец войны, и мы будем иметь случай наблюдать, каким образом самый упорный из наших инстинктов,
не теряя ничего из своей силы, преобразовывается,
подчиняясь различным
требованиям исторических моментов».
Подчиняясь, люди только покоряются тем
требованиям, которые к ним предъявляются,
не рассуждая и
не делая усилия воли; для неподчинения нужно самостоятельное рассуждение и усилие, на которое
не каждый бывает способен.
И потому христианин,
подчиняясь одному внутреннему, божественному закону,
не только
не может исполнять предписания внешнего закона, когда они
не согласны с сознаваемым им божеским законом любви, как это бывает при правительственных
требованиях, но
не может признавать и обязательства повиновения кому и чему бы то ни было,
не может признавать того, что называется подданством.
Неточные совпадения
Я хотел было остановиться и заняться охотой, но старик настаивал на том, чтобы
не задерживаться и идти дальше. Помня данное ему обещание, я
подчинился его
требованиям.
Этот Л—н еще прежде ссылки некоторое время боролся с голодом и тяжким трудом добывал себе хлеб единственно из-за того, что ни за что
не хотел
подчиниться требованиям своего богатого отца, которые находил несправедливыми.
Только бы
не подчиниться их началам, вопреки своей натуре, только бы
не помириться с их неестественными
требованиями, а там что выйдет — лучшая ли доля для нее или гибель, — на это она уж
не смотрит: в том и другом случае для нее избавление…
— Жизнь строга… она хочет, чтоб все люди
подчинялись ее
требованиям, только очень сильные могут безнаказанно сопротивляться ей… Да и могут ли? О, если б вы знали, как тяжело жить… Человек доходит до того, что начинает бояться себя… он раздвояется на судью и преступника, и судит сам себя, и ищет оправдания перед собой… и он готов и день и ночь быть с тем, кого презирает, кто противен ему, — лишь бы
не быть наедине с самим собой!
Из многих случаев этого угождения господствующему образу мыслей укажем на один: многие требуют, чтобы в сатирических произведениях были лица, «на которых могло бы с любовью отдохнуть сердце читателя», —
требование очень естественное; но действительность очень часто
не удовлетворяет ему, представляя множество событий, в которых нет «и одного отрадного лица; искусство почти всегда угождает ему; и
не знаем, найдется ли, например, в русской литературе, кроме Гоголя, писатель, который бы «в
подчинялся этому
требованию; и у самого Гоголя за недостаток «отрадных» лиц вознаграждают «высоколирические» отступления.