Неточные совпадения
Так почти 200 лет тому назад понималось уже значение ереси, и, несмотря
на то, понятие это существует до сих пор. Оно и не может не существовать до тех пор, пока существует понятие церкви. Ересь есть обратная
сторона церкви. Там, где есть церковь, должно быть и понятие ереси. Церковь есть собрание людей, утверждающих про себя, что они обладают несомненной
истиной. Ересь есть мнение людей, не признающих несомненность
истины церкви.
И потому несправедливо рассуждение защитников существующего строя о том, что если в продолжение 1800 лет только малая часть людей перешла
на сторону христианства, то нужно еще несколько раз 1800 лет до тех пор, пока все остальные люди перейдут
на его
сторону, — несправедливо оно потому, что при этом рассуждении не принимается во внимание другой, кроме внутреннего постигновения
истины, способ усвоения людьми новой
истины и перехода от одного склада жизни к другому.
Но так как, во-первых, люди не стоят
на месте, а непрерывно движутся, всё более и более познавая
истину и приближаясь к ней своею жизнью, и, во-вторых, все они по своему возрасту, воспитанию, породе расположены в постепенной градации от людей, наиболее способных понимать новые открывающиеся
истины внутренним путем, до людей, наименее способных к этому, то люди, ближе других стоящие к тем, которые усвоили
истину внутренним способом, одни за другими сначала через длинные промежутки времени, а потом всё чаще и чаще переходят
на сторону новой
истины, и количество людей, признающих новую
истину становится всё больше и больше, и
истина становится всё понятнее и понятнее.
И так идет движение, всё убыстряясь и убыстряясь, расширяясь и расширяясь, как ком снега, до тех пор, пока не зарождается при этом согласное с новой
истиной общественное мнение и вся остальная масса людей уже не поодиночке, а вся сразу под давлением этой силы не переходит
на сторону новой
истины и не устанавливается сообразный с этой
истиной новый склад жизни.
Люди, переходящие
на сторону новой, дошедшей до известной степени распространения,
истины, переходят
на ее
сторону всегда сразу, массами и подобны тому балласту, которым нагружает всегда сразу для устойчивого уравновесия и правильного хода всякое судно. Не будь балласта, судно не сидело бы в воде и изменяло бы свое направление при малейшем изменении условий. Балласт этот, несмотря
на то, что он кажется сначала излишним и даже задерживающим ход судна, есть необходимое условие правильного движения его.
Люди эти утверждают, что улучшение жизни человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей сознания, уяснения и исповедания
истины, а вследствие постепенного изменения общих внешних условий жизни, и что потому силы каждого отдельного человека должны быть направлены не
на сознание и уяснение себе и исповедание
истины, а
на постепенное изменение в полезном для человечества направлении общих внешних условий жизни, всякое же исповедание отдельным человеком
истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со
стороны власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения обществу деятельность.
Всякий человек в своей жизни находится по отношению к
истине в положении путника, идущего в темноте при свете впереди двигающегося фонаря: он не видит того, что еще не освещено фонарем, не видит и того, что он прошел и что закрылось уже темнотою, и не властен изменить своего отношения ни к тому, ни к другому; но он видит,
на каком бы месте пути он ни стоял, то, что освещено фонарем, и всегда властен выбрать ту или другую
сторону дороги, по которой движется.
Неточные совпадения
Очевидно, что губернатору велено удержать нас, и он ждал высших лиц, чтобы сложить с себя ответственность во всем, что бы мы ни предприняли. Впрочем, положительно сказать ничего нельзя: может быть, полномочные и действительно тут — как добраться до
истины? все средства к обману
на их
стороне. Они могут сказать нам, что один какой-нибудь полномочный заболел в дороге и что трое не могут начать дела без него и т. п., — поверить их невозможно.
В конце концов
на большей глубине открывается, что
Истина, целостная
истина есть Бог, что
истина не есть соотношение или тождество познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту
сторону субъекта и объекта.
Эти люди странно понимают взаимное примирение и воссоединение враждующих партий и направлений, так понимают, как понимают католики соединение церквей, т. е. исключительно присоединение к одной
стороне,
на которой вся полнота
истины.
У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в
стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей —
на путь
истины.
Лариса Дмитриевна, давно прошедшая этими «задами» пантеизма, сбивала его и, улыбаясь, показывала мне
на него глазами. Она, разумеется, была правее его, и я добросовестно ломал себе голову и досадовал, когда мой доктор торжественно смеялся. Споры эти занимали меня до того, что я с новым ожесточением принялся за Гегеля. Мученье моей неуверенности недолго продолжалось,
истина мелькнула перед глазами и стала становиться яснее и яснее; я склонился
на сторону моей противницы, но не так, как она хотела.