Неточные совпадения
История человечества наполнена доказательствами
того, что физическое насилие не содействует нравственному возрождению, и что греховные наклонности человека могут быть подавлены лишь любовью, что зло может быть уничтожено только добром, что не должно надеяться на силу руки, чтоб защищать себя от зла, что настоящая безопасность для людей находится в доброте, долготерпении и милосердии, что лишь кроткие наследуют землю, а поднявшие
меч от
меча погибнут.
И потому, если мы верим предсказанию о
том, что наступит время, когда
мечи перекуются на орала и копья на серпы, мы сейчас же, не откладывая этого на будущее время, должны делать это по мере сил наших.
Конституция Соединенных Штатов требует от меня, чтобы я делал двум миллионам рабов (тогда были рабы, теперь на место их
смело можно поставить рабочих) как раз обратное
тому, что бы я хотел, чтобы мне делали, т. е. содействовал бы
тому, чтобы держать их в
том рабстве, в котором они находятся.
Взявшие
меч от
меча погибнут, а ищущие мира, поступающие дружественно, безобидно, забывающие и прощающие обиды большею частью наслаждаются миром или если умирают,
то умирают благословляемыми.
Этого рода утверждения исходят большею частью от людей, находящихся на высоких ступенях правительственной или духовной иерархии и вследствие этого совершенно уверенных, что на их утверждения возражать никто не
посмеет, а если кто и будет возражать,
то они не услышат этих возражений.
Стало быть неправда
то, что заповедь эта признается церковными проповедниками наравне с другими заповедями. Церковные проповедники прямо не признают ее и, только не
смея сознаться в этом, стараются скрыть свое непризнание ее.
Если допустить, что гностицизм и эбионитизм суть законные формы христианской мысли,
то приходится
смело признать, что вовсе нет ни христианской мысли, ни отличительного характера, по которому можно было бы ее узнать.
Во время Платона никто не
посмел бы выразить свое одобрение такому учению, в котором не умещалась бы теория идей, и рассмешил бы всю Грецию
тот, кто вздумал бы причислять Эпикура или Зенона к ученикам Академии.
Увеличение же войск заразительно, как это еще 150 лет
тому назад
заметил Монтескье.
Если мы не удивляемся на
то противоречие между нашими верованиями, убеждениями и поступками,
то это происходит только оттого, что влияния, скрывающие от людей это противоречие, действуют и на нас. Стоит только взглянуть на нашу жизнь с точки зрения
того индейца, который понял христианство в его истинном значении без всяких уступок и приспособлений, и на
те дикие зверства, которыми наполнена наша жизнь, чтобы ужаснуться перед
теми противоречиями, среди которых мы живем, часто не
замечая их.
И люди как будто не
замечают даже
того, что это есть испытание, что им предстоит выбор.
Зачем я пойду в судах участвовать в истязаниях и казнях людей за
то, что они заблуждаются, зная, если я христианин, что закон
мести заменен законом любви, и, если я образованный человек,
то, что наказания не улучшают, а только ухудшают людей, которых им подвергают?
Люди, обладающие властью, уверены в
том, что движет и руководит людьми только насилие, и потому для поддержания существующего порядка
смело употребляют насилие. Существующий же порядок держится не насилием, а общественным мнением, действие которого нарушается насилием.
Так что предсказание о
том, что придет время, когда все люди будут научены богом, разучатся воевать, перекуют
мечи на орала и копья на серпы, т. е., переводя на наш язык, все тюрьмы, крепости, казармы, дворцы, церкви останутся пустыми и все виселицы, ружья, пушки останутся без употребления, — уже не мечта, а определенная, новая форма жизни, к которой с всё увеличивающейся быстротой приближается человечество.
Так же били 2-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го, 8-го, 9-го, 10-го, 11-го, 12-го, — каждого по 70 ударов. Все они
молили о пощаде, стонали, кричали. Рыдания и стоны толпы женщин всё становились громче и раздирательнее, и всё мрачнее и мрачнее становились лица мужчин. Но кругом стояли войска и истязание не остановилось до
тех пор, пока не совершено было дело в
той самой мере, в которой оно представлялось почему-то необходимым капризу несчастного, полупьяного, заблудшего человека, называемого губернатором.
Могут быть угнетения, побои, тюрьмы, казни, не имеющие целью преимущества богатых классов (хотя это очень редко), но
смело можно сказать, что в нашем обществе, где на каждого достаточного, по-господски живущего человека приходится 10 измученных работой, завистливых, жадных и часто прямо с своими семьями страдающих рабочих, все преимущества богатых, вся роскошь их, всё
то, чем лишним пользуются богатые против среднего рабочего, всё это приобретено и поддерживаемо только истязаниями, заключениями, казнями.
Ведь если бы не было этих людей,
то не только некому было бы насиловать все эти огромные массы насилуемых людей, но распоряжающиеся никогда и не решились бы не только предписывать, но не
смели бы и мечтать о
том, что они теперь с уверенностью предписывают.
И вот этот батюшка, которого уверили, что он особенный, исключительный служитель Христа, большей частью не видящий сам
того обмана, под которым он находится, входит в комнату, где ждут принятые, надевает занавеску парчовую, выпростывая из-за нее длинные волосы, открывает
то самое Евангелие, в котором запрещена клятва, берет крест,
тот самый крест, на котором был распят Христос за
то, что он не делал
того, что велит делать этот мнимый его служитель, кладет их на аналой, и все эти несчастные, беззащитные и обманутые ребята повторяют за ним
ту ложь, которую он
смело и привычно произносит.
Никто не делает этого; напротив, когда всех приняли и надо выпускать их, как бы в насмешку им, воинский начальник с самоуверенными, величественными приемами входит в залу, где заперты обманутые, пьяные ребята, и
смело по-военному кричит им: Здорово ребята! Поздравляю с «царской службой». И они бедные (уже кто-то научил их) лопочат что-то непривычным, полупьяным языком, вроде
того, что они этому рады.
Но не только если все люди, едущие в этом поезде очнутся и воздержатся от совершения начатого дела, если очнутся и воздержатся хоть некоторые из них и выскажут
смело другим людям преступность этого дела,
то и тогда воздействие этих нескольких людей может сделать
то, что и остальные люди очнутся от
того внушения, под которым они находились, и предполагаемое злодеяние не будет совершено.
Мало
того, если даже хоть несколько людей, не участвующих в этом деле, но только присутствующих при приготовлениях к нему или узнавших про совершившиеся уже прежде подобные дела, не останутся равнодушными, а прямо и
смело выскажут свое отвращение к участникам таких дел и укажут им на всю неразумность, жестокость и преступность их,
то и это не пройдет бесследно.
Стоило некоторым людям, участникам и неучастникам этого дела, свободным от внушения, еще тогда, когда только готовились к этому делу,
смело высказывать свое негодование перед совершившимися в других местах истязаниями и отвращение и презрение к людям, участвовавшим в них, стоило в настоящем тульском деле некоторым лицам выразить нежелание участвовать в нем, стоило проезжавшей барыне и другим лицам тут же на станции высказать
тем, которые ехали в этом поезде, свое негодование перед совершаемым ими делом, стоило одному из полковых командиров, от которых требовались части войск для усмирения, высказать свое мнение, что военные не могут быть палачами, и благодаря этим и некоторым другим, кажущимся неважными частным воздействиям на людей, находящихся под внушением, дело приняло совсем другой оборот, и войска, приехав на место, не совершили истязаний, а только срубили лес и отдали его помещику.
И вот этот человек, нисколько не смущаясь и не сомневаясь в
том, что ему поверят, устроив земледельческую выставку, общество трезвости или разослав через жену и детей фуфайки и бульон трем старухам,
смело в семье, в гостиных, в комитетах, печати проповедует евангельскую или гуманную любовь к ближнему вообще и в особенности к
тому рабочему земледельческому народу, который он, не переставая, мучит и угнетает.
И вот этот купец (который часто кроме
того совершает еще и ряд прямых мошенничеств, продавая дурное за хорошее, обвешивает, обмеривает или торгует исключительно губящими жизнь народа предметами, как вино, опиум)
смело считает себя и считается другими, если только он прямо не обманывает в делах своих сотоварищей по обману, т. е. свою братью — купцов,
то считается образцом честности и добросовестности.
Пусть совершатся все эти внешние изменения, и положение человечества не улучшится. Но пусть только каждый человек сейчас же в своей жизни по мере сил своих исповедует
ту правду, которую он знает, или хотя по крайней мере пусть не защищает
ту неправду, которую он делает, выдавая ее за правду, и тотчас же в нынешнем 93-м году совершились бы такие перемены к освобождению людей и установлению правды на земле, о которых мы не
смеем мечтать и через столетия.
Ведь если так,
то жить нельзя»; хотя и есть такие искренние люди, которые, хотя и не могут избавиться от него, видят свой грех, огромное большинство людей нашего времени так вошло в свою роль лицемерия, что уж
смело отрицает
то, что режет глаза всякому зрячему.
Только бы каждый из нас постарался понять и признать
ту христианскую истину, которая в самых разнообразных видах со всех сторон окружает нас и просится нам в душу; только бы мы перестали лгать и притворяться, что мы не видим эту истину или желаем исполнять ее, но только не в
том, чего она прежде всего требует от нас; только бы мы признали эту истину, которая зовет нас, и
смело исповедовали ее, и мы тотчас же увидали бы, что сотни, тысячи, миллионы людей находятся в
том же положении, как и мы, так же, как и мы, видят истину и так же, как и мы, только ждут от других признания ее.
И действительно, трудно придумать положение, которое было бы бедственнее
того, в котором находится теперь христианский мир с своими вооруженными друг против друга народами, с своими постоянно неудержимо возрастающими для поддержания всё растущих этих вооружений податями, со всё разгорающейся ненавистью рабочего сословия к богатому, с висящим надо всеми дамокловым
мечом войны, всякую секунду готовым и необходимо долженствующим рано или поздно оборваться.