Но посмотришь на плоды, чтобы оценить дерево, как учил Христос, и увидишь, что плоды их были злы, что последствием их деятельности было извращение христианства, и не можешь не признать, что, как ни добры были люди, —
дело церкви, в котором эти люди участвовали, было нехристианское.
Неточные совпадения
[Имеющее некоторый успех между русскими людьми определение
церкви Хомякова не исправляет
дела, если признавать вместе с Хомяковым, что единая истинная
церковь есть православная.
Доброта и достоинства всех этих людей, служивших
церквам, были доброта и достоинства людей, но не того
дела, которому они служили.
Но зачем говорить о прошедшем, судить о прошедшем, которое может быть ложно представлено и мало известно нам:
церкви с своими основами и с своей деятельностью не есть
дело прошедшего;
церкви теперь перед нами, и мы можем судить о них на
деле по их деятельности, их влиянию на людей.
Потом внушается воспитываемому, что при виде всякой
церкви и иконы надо делать опять то же, т. е. креститься; потом внушается, что в праздники (праздники — это
дни, в которые Христос родился, хотя никто не знает, когда это было,
дни, в которые он обрезался, в которые умерла богородица, в которые принесен крест, в которые внесена икона, в которые юродивый видел видение и т. п.), в праздники надо одеться в лучшие одежды и идти в
церковь и покупать и ставить там свечи перед изображениями святых, подавать записочки и поминания и хлебцы, для вырезывания в них треугольников, и потом молиться много раз за здоровье и благоденствие царя и архиереев и за себя и за свои
дела и потом целовать крест и руку у священника.
В жизни же внушается, что надо соблюдать следующие правила: не есть мяса и молока в известные
дни, еще в другие известные
дни служить молебны и панихиды по умершим, в праздники принимать священника и давать ему деньги и несколько раз в году брать из
церкви доски с изображениями и носить их на полотенцах по полям и домам.
И церковники выбрали последнее: символ веры учится и читается, как молитва и в
церквах, а нагорная проповедь исключена даже из чтений евангельских в
церквах, так что в
церквах никогда, кроме как в те
дни, когда читается всё Евангелие, прихожане не услышат ее.
Разве что-либо другое делало и делает католичество с своим запретом чтения Евангелия и с своим требованием нерассуждающей покорности церковным руководителям и непогрешимому папе? Разве что-либо другое, чем русская
церковь, проповедует католичество? Тот же внешний культ, те же мощи, чудеса и статуи, чудодейственные Notre-Dames и процессии. Те же возвышенно туманные суждения о христианстве в книгах и проповедях, а когда дойдет до
дела, то поддерживание самого грубого идолопоклонства.
В самом
деле, ведь стоит только вдуматься в положение каждого взрослого, не только образованного, но самого простого человека нашего времени, набравшегося носящихся в воздухе понятий о геологии, физике, химии, космографии, истории, когда он в первый раз сознательно отнесется к тем, в детстве внушенным ему и поддерживаемым
церквами, верованиям о том, что бог сотворил мир в шесть
дней; свет прежде солнца, что Ной засунул всех зверей в свой ковчег и т. п.; что Иисус есть тоже бог-сын, который творил всё до времени; что этот бог сошел на землю за грех Адама; что он воскрес, вознесся и сидит одесную отца и придет на облаках судить мир и т. п.
Зачем я буду под видом подати отдавать им плоды своих трудов, зная, что деньги употребляются на подкуп чиновников, тюрьмы,
церкви, войска, на дурные
дела и на мое же порабощение, зачем я буду сечь сам себя?
Те, которые вносят государственную принудительность в
дела церкви и веры, те верят лишь в видимое, чувственное, природное, для них остается закрытым сверхприродное, сверхчувственное, невидимое.
Здесь, единственный художник, лелеемый властями, любовью, уважением народа религиозного, готового на все жертвы для
дела церкви, я мечтал осуществить свое создание скорее, чем где-нибудь.
Неточные совпадения
Краса и гордость русская, // Белели
церкви Божии // По горкам, по холмам, // И с ними в славе спорили // Дворянские дома. // Дома с оранжереями, // С китайскими беседками // И с английскими парками; // На каждом флаг играл, // Играл-манил приветливо, // Гостеприимство русское // И ласку обещал. // Французу не привидится // Во сне, какие праздники, // Не
день, не два — по месяцу // Мы задавали тут. // Свои индейки жирные, // Свои наливки сочные, // Свои актеры, музыка, // Прислуги — целый полк!
Затем графиня рассказала еще неприятности и козни против
дела соединения
церквей и уехала торопясь, так как ей в этот
день приходилось быть еще на заседании одного общества и в Славянском комитете.
Он отстоял обедню, всенощную и вечерние правила и на другой
день, встав раньше обыкновенного, не пив чаю, пришел в восемь часов утра в
церковь для слушания утренних правил и исповеди.
— Да что же в воскресенье в
церкви? Священнику велели прочесть. Он прочел. Они ничего не поняли, вздыхали, как при всякой проповеди, — продолжал князь. — Потом им сказали, что вот собирают на душеспасительное
дело в
церкви, ну они вынули по копейке и дали. А на что — они сами не знают.
Петр Петрович был изумлен этой совершенно новой должностью. Ему, все-таки дворянину некогда древнего рода, отправиться с книгой в руках просить на
церковь, притом трястись на телеге! А между тем вывернуться и уклониться нельзя:
дело богоугодное.