Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с
тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей
любовью, с богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей —
любовью и с богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от
того, что препятствует
любви к людям и сознанию своей божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению
любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому
то, что представляется человеку злом, есть только указание
того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает
того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым
любовью и сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о
том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О
том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Если я верю в бога,
то мне нечего спрашивать о
том, что выйдет из моего послушания богу, потому что я знаю, что бог —
любовь, а из
любви ничего, кроме добра, выйти не может.
«Любите друг друга, как я полюбил вас, и по
тому все узнают, что вы мои ученики, если вы будете иметь
любовь друг к другу», — сказал Христос. Он не говорит: если вы веритев
то или это, но если вы любите. — Вера у разных людей и в разные времена может быть разная, но
любовь у всех и всегда одна и
та же.
Настоящая вера не в
том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм и какие слушать и читать молитвы, а в
том, чтобы всегда жить доброю жизнью в
любви со всеми, всегда поступать с ближними, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
То же и с учениями о вере. Ложные учителя привлекают людей к доброй жизни
тем, что пугают наказаниями и заманивают наградой на
том свете, где никто не был. Истинные же учителя учат только
тому, что начало жизни,
любовь, само живет в душах людей и что хорошо
тому, кто соединился с ним.
Христос великий учитель. Он проповедовал истинную всеобщую религию
любви к богу и человеку. Но не надо думать, что у бога не могут быть такие же и даже еще более великие учителя. Если мы будем думать так, мы этим не уменьшим величия Христа, а только признаем величие бога. Если же мы будем думать, что после Христа бог уже не будет больше прямо открываться людям,
то с новыми великими учителями, когда они придут, случится
то же, что было с Христом: побьют живого пророка для
того, чтобы боготворить умершего.
Говорить, что
то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, и моя
любовь, всё только от тела, говорить так, всё равно, что говорить, что
то, что мы называем нашим телом, есть только
та пища, которой питается тело. Правда, что тело мое это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело мое не пища. Пища это
то, что нужно для жизни тела, но не тело.
Говорят, что не надо любить себя. Но без
любви к себе не было бы жизни. Дело только в
том, чтó любить в себе: свою душу или свое тело.
Делай
то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай
то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия,
любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей.
Отчего нам бывает хорошо на душе после всякого дела
любви? А оттого, что всякое такое дело утверждает нас в
том, что наше истинное «я» не в одной нашей личности, а во всем живом.
Всё, что мы познаем, мы познаем или нашими пятью чувствами,
то есть
тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или
тем, что переносимся в другие существа, живем их жизнью. Если бы мы познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен.
То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством
любви переноситься в другие существа и жить их жизнью. Люди телами своими разделены и не могут понимать друг друга.
Любовью же они все соединены, и в этом великое благо.
Говорят, бог есть
любовь, или
любовь это бог. Говорят тоже, что бог это разум, или разум это бог. Всё это не совсем верно.
Любовь и разум это
те свойства бога, которые мы сознаем в себе, но
то, что он сам в себе, этого мы не можем знать.
Душа человеческая, будучи отделена телом от бога и душ других существ, стремится к соединению с
тем, от чего она отделена. Соединяется душа с богом всё большим и большим сознанием в себе бога, с душами же других существ — всё большим и большим проявлением
любви.
Любить можно только совершенство. И потому для
того, чтобы любить, надо одно из двух: или считать совершенным
то, что несовершенно, или любить совершенство,
то есть бога. Если считать совершенным
то, что несовершенно,
то ошибка рано или поздно окажется, и
любовь кончится.
Любовь же к богу,
то есть к совершенству, не может кончиться.
Бог есть
любовь; пребывающий в
любви пребывает в боге, и бог в нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга,
то он пребывает в нас, и
любовь его в нас совершилась. Если кто говорит: люблю бога, но брата своего ненавидит,
тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может он любить бога, которого не видит? Братья, будем любить друг друга,
любовь от бога, и любящий каждый от бога и знает бога, потому что бог есть
любовь.
А если бог —
любовь и пребывает в нас,
то выучиться
любви нетрудно. Надо только стараться избавиться от
того, что мешает
любви, избавиться от
того, что не выпускает ее наружу. И только начни так делать — и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке:
любви к людям.
Говорят, надо бояться бога. Это неправда. Бога надо любить, а не бояться. Нельзя любить
того, кого боишься. Да, кроме
того, нельзя бояться бога оттого, что бог есть
любовь. Как же бояться
любви? Не бояться бога надо, а сознавать его в себе. А если будешь сознавать бога в себе,
то не будешь бояться ничего на свете.
Какие бы ни были на свете веры, истинная вера только
та одна, что бог —
любовь. А от
любви не может быть ничего, кроме добра.
Живы все люди не
тем, что они сами себя обдумывают, а
тем, что есть
любовь в людях.
Для
того же, чтобы люди знали, что им всем для всех нужно, он вошел в их душу и в душах их сказался
любовью.
Все беды людей не от неурожая, не от пожаров, не от злодеев, а только от
того, что они живут врозь. А живут они врозь потому, что не верят
тому голосу
любви, который живет в них и влечет их к единению.
Человеку, пока он живет животной жизнью, кажется, что если он отделен от других людей,
то это так и надо и не может быть иначе. Но как только человек начнет жить духовно, так ему становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет людей только
любовь.
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для
того вложил в нас потребность счастья, но он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные люди, и для
того вложил в нас потребность
любви. Оттого и счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить друг друга.
Римский мудрец Сенека говорил, что всё, что мы видим, всё живое, всё это — одно тело: мы все, как руки, ноги, желудок, кости, — члены этого тела. Мы все одинаково родились, все мы одинаково желаем себе добра, все мы знаем, что нам лучше помогать друг другу, чем губить друг друга, и во всех нас заложена одна и
та же
любовь друг к другу. Мы, как камни, сложены в такой свод, что все сейчас же погибнем, если не будем поддерживать друг друга.
Всякий старается сделать себе как можно больше добра, а самое большое добро на свете в
том, чтобы быть в
любви и согласии со всеми людьми.
Если бы только человек учился
любви так же усердно, как он учится наукам и ремеслам, он скоро и легко научился бы
тому, чтобы любить всех людей, даже
тех, которые неприятны нам.
Если ты понял, что главное дело в жизни —
любовь,
то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о
том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о
том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.
Если мы любим
тех, кто нам нравится, кто нас хвалит, кто делает нам добро,
то мы любим так для себя, для
того, чтобы нам лучше было. Настоящая
любовь та, когда мы любим не для себя, не себе желаем добра, а
тем, кого любим, и любим не потому, что люди приятны или полезны нам, а потому, что мы в каждом человеке признаем
тот же дух, какой живет в нас.
Постарайся полюбить
того, кого ты не любил, осуждал, кто оскорбил тебя. И если это удастся тебе сделать, ты узнаешь новое, радостное чувство. Как свет яркий светит после темноты, так и, освободившись от нелюбви, свет
любви сильнее и радостнее разгорится в тебе.
До
тех пор, пока я не увижу
того, чтобы соблюдалось важнейшее правило Христа —
любовь к врагам, до
тех пор я не поверю в
то, что
те, кто называют себя христианами, действительно христиане.
Человек любит себя. Но если он любит в себе свое тело,
то он ошибается, и от этой
любви ему ничего не будет, кроме страданий.
Любовь к себе только тогда хороша, когда человек любит в себе свою душу. Душа же одна и
та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить и души других людей.
Оно всё в
том, что все люди живут одним и
тем же духом, что все люди одно и
то же, но все разделены в этой жизни своими телами, и потому, если они понимают, что живут одним и
тем же во всех духом,
то им надо соединяться друг с другом
любовью. Если же люди не понимают этого и думают, что живут только своими отдельными телами,
то враждуют друг с другом и бывают несчастливы.
Когда слепой, глухой и немой девочке, которую выучили читать и писать по-ощупи, учительница объясняла, что такое
любовь, она сказала: да, я понимаю — это
то, что все люди всегда чувствуют друг к другу.
Один только есть у всех существ верный руководитель. Руководитель этот — всемирный дух, который заставляет каждое существо делать
то, что ему должно делать: дух этот в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке велит ему переходить в семя, в семени велит ему упасть в землю и прорасти. В человеке дух этот велит ему соединяться
любовью с другими существами.
Ми-Ти учил
тому, что надо людям внушать уважение не к силе, не к богатству, не к власти, не к храбрости, а только к
любви.
Он говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о
том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали
любовь и в жизни своей заботились бы о
том, чтобы приучить себя к
любви к людям, и они все силы свои будут полагать на
то, чтобы выучиться любить.
Ты хочешь добра? Ты и получишь
то, чего хочешь, если только будешь хотеть
того добра, которое добро для всех. А такое добро дается только
любовью.
Правы ли
те или другие вероучители, я не знаю и не могу верно знать, но
то, что лучшее, что я могу сделать, это
то, чтобы увеличивать в себе
любовь, — это я знаю наверное и никак не могу в этом сомневаться. Не могу сомневаться потому, что увеличение
любви тотчас же увеличивает мое благо.
Мы всё находим, только самих себя не умеем найти. Удивительное дело! Человек живет на свете много лет и не может заметить за собою, когда он чувствует себя лучше всего. Только бы замечал это человек, и ему ясно станет, в чем его истинное благо; ясно станет
то, что хорошо ему бывает только тогда, когда в душе его
любовь к людям.
Только когда человек поймет всю непрочность и бедственность телесной жизни, поймет он и всё
то благо, какое дает ему
любовь.
Для
того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно, чтобы люди усовершенствовали свою душу, воспитали бы в себе
любовь.
Не смотрите на мир и на дела людей, а взгляните в свою душу, и вы найдете в ней
то благо, которого ищете там, где его нет, — найдете
любовь, а найдя
любовь, узнаете, что благо это так велико, что
тот, кто имеет его, не будет желать уже ничего другого.
Говорят: какой же расчет делать добро людям, когда они за добро платят злом? Но если ты любить
того, кому делаешь добро,
то ты уже получил награду в
любви к нему и еще большую награду получишь в душе своей, если с
любовью к нему перенесешь
то зло, которое он тебе делает.
Часто люди думают, что если они любят ближних,
то они этим заслужили перед богом. А дело совсем напротив. Если любишь ближних,
то не ты заслужил перед богом, а бог дал тебе
то, чего ты не заслужил, дал самое большее благо в жизни —
любовь.
Если можно внушать и внушается уважение к воображаемым святыням: причастиям, мощам, книгам,
то во сколько раз нужнее внушать детям и мало думающим людям уважение не к чему-либо воображаемому, но к самому действительному и всем понятному и радостному чувству
любви людей к людям.
И святой сказал: «Ничего из этого не желаю, потому что господу богу подобает избавлять людей от
того, что он посылает им: от нужды и страданий, от болезней и от преждевременной смерти.
Любви же от людей я боюсь. Боюсь, как бы
любовь людская не соблазнила меня, не помешала мне в одном главном моем деле, в
том, чтобы увеличить в себе
любовь к богу и к людям».
Хорошо бы было, если бы это заблуждение оставалось только заблуждением ума; но дело в
том, что удовлетворение похотей тела загрязняет душу, так что человек, загрязнивший похотливой жизнью свою душу, уже теряет способность находить свое благо в
любви.