Неточные совпадения
18) Суеверие государства состоит в
вере в
то, что необходимо и благотворно, чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинством рабочего народа.
Суеверие церкви состоит в
вере в
то, что непрестанно уясняющаяся людям религиозная истина была раз навсегда открыта и что известные люди, присвоившие себе право учить людей истинной
вере, находятся в обладании единой, раз навсегда выраженной религиозной этой истины.
19) Суеверие науки состоит в
вере в
то, что единое, истинное и необходимое для жизни всех людей знание заключается только в
тех случайно избранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от необходимого для жизни труда людей и потому живущих безнравственной и неразумной жизнью.
Для
того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для
того, чтобы знать это, нужна
вера.
Вера — это знание
того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая
вера была и есть у всех разумных людей.
Для
того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о
том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать ее, и есть настоящая
вера.
Вера только тогда
вера, когда у тебя и мысли нет о
том, чтобы
то, во что ты веришь, могло бы быть неправда.
Есть две
веры:
вера доверия
тому, что говорят люди, — это
вера в человека или в людей, и таких
вер много различных, и
вера в свою зависимость от
того, кто послал меня в мир. Это
вера в бога, и такая
вера одна для всех людей.
Верить — значит доверять
тому, что нам открывается, не спрашивая о
том, отчего это так и что из этого выйдет. Такова истинная
вера. Она показывает нам, кто мы такие и что мы поэтому должны делать, но ничего не говорит нам о
том, что выйдет из
того, что мы будем делать
то, что велит нам наша
вера.
Когда человек узнает истинную
веру, с ним делается
то же, что с человеком, засветившим свет в темной горнице. Всё становится ясно и на душе весело.
«Любите друг друга, как я полюбил вас, и по
тому все узнают, что вы мои ученики, если вы будете иметь любовь друг к другу», — сказал Христос. Он не говорит: если вы веритев
то или это, но если вы любите. —
Вера у разных людей и в разные времена может быть разная, но любовь у всех и всегда одна и
та же.
Всякая
вера это только ответ на
то, как мне жить на свете не перед людьми, а перед
тем, кто послал меня в мир.
В истинной
вере важно не
то, чтобы хорошо рассуждать о боге, о душе, о
том, что было и что будет, а важно одно: твердо знать, что в этой жизни должно и чего не должно делать.
Если человеку плохо жить,
то это только оттого, что у такого человека нет
веры. Это же бывает и с народами. Если плохо живется народу,
то только оттого, что народ потерял
веру.
Для
того, чтобы людям выйти из
той грязи греха, разврата и бедственной жизни, в которой они живут теперь, нужно одно: нужна такая
вера, в которой люди не жили бы, как теперь, каждый для себя, а жили бы все общей жизнью, признавали бы все один закон и одну цель. Только тогда могли бы люди, повторяя слова молитвы господней: «Да приидет царство твое на земле, как на небе», надеяться на
то, что царство божие точно придет на землю.
Если
вера учит
тому, что надо отказаться от этой жизни для жизни вечной,
то это ложная
вера. Нельзя отказаться от этой жизни для жизни вечной, потому нельзя, что вечная жизнь уже есть в этой жизни.
Чем сильнее
вера человека,
тем тверже его жизнь. Жизнь человека без
веры — жизнь животного.
Не надо думать, что
вера истинна оттого, что она старая. Напротив, чем дольше живут люди,
тем всё яснее и яснее становится им истинный закон жизни. Думать, что нам в наше время надо верить
тому же самому, чему верили наши деды и прадеды, — это всё равно, что думать, что, когда ты вырос, тебе будет впору твоя детская одежа.
Мы сокрушаемся о
том, что не можем уже верить в
то, во что верили наши отцы. Надо не сокрушаться об этом, а стараться установить в себе такую
веру, в какую мы могли бы верить так же твердо, как верили наши отцы в свою.
Истинная
вера не в
том, чтобы верить в чудеса, в таинства, в обряды, а в
том, чтобы верить в такой один закон, какой годится для всех людей мира.
Настоящая
вера не в
том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм и какие слушать и читать молитвы, а в
том, чтобы всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближними, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Царство божие придет к нам только тогда, когда церковная
вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится
верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается.
Вера эта еще в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться. Будем же ждать и работать для
того, чтобы время это скорее пришло.
Когда человек держится
веры только потому, что за исполнение дел
веры ожидает в будущем всяких внешних благ,
то это не
вера, а расчет, и расчет всегда неверный. Расчет неверный потому, что истинная
вера дает благо только в настоящем, а не дает и не может дать никаких внешних благ в будущем.
То же и с учениями о
вере. Ложные учителя привлекают людей к доброй жизни
тем, что пугают наказаниями и заманивают наградой на
том свете, где никто не был. Истинные же учителя учат только
тому, что начало жизни, любовь, само живет в душах людей и что хорошо
тому, кто соединился с ним.
Главная разница между истинной
верой и ложной
та, что при ложной
вере человек хочет, чтобы за его жертвы и молитвы бог угождал человеку. При истинной же
вере человек хочет только одного: научиться угождать богу.
Не заглушать свои разум нужно для
того, чтобы познать истинную
веру, а, напротив, очищать, напрягать его для
того, чтобы проверять разумом
то, чему учат учителя
веры.
Не бойся откидывать от своей
веры всё лишнее, телесное, видимое, осязаемое, а также и всё смутное, неясное: чем больше ты очистишь духовное ядро,
тем яснее узнаешь истинный закон жизни.
Когда человек для
того, чтобы не ошибиться в законе жизни не решается отступить от раз признанной им
веры,
то с ним случается
то же, что случилось бы с человеком, который для
того, чтобы не заблудиться, привязал бы себя к столбу веревкой.
Очень удивительно
то, что большинство людей тверже всего верят самым старинным учениям о
вере, таким, какие уже не подходят к нашему времени, а откидывают и считают ненужными и вредными все новые учения. Такие люди забывают
то, что если бог открывал истину древним людям,
то он всё
тот же и точно так же мог открыть ее и недавно жившим и теперь живущим людям.
Основа всякой
веры в
том, что, кроме
того, что мы видим и чувствуем в своих телах и телах других существ, есть еще
то, что невидимо, бестелесно, дает жизнь нам и всему видимому и телесному.
Во все времена, у всех народов была
вера в
то, что какая-то невидимая сила держит мир.
Если войдет тебе в голову мысль о
том, что всё, что ты думал о боге, неправда, что нет бога, — не смущайся этим, а знай, что это было и бывает со всеми людьми. Но не думай только
того, что если ты перестал верить в
того бога, в которого ты верил,
то это сделалось оттого, что нет бога. Если ты не веришь в
того бога, в которого верил,
то это только оттого, что в
вере твоей было что-нибудь неправильное.
Какие бы ни были на свете
веры, истинная
вера только
та одна, что бог — любовь. А от любви не может быть ничего, кроме добра.
Если бы мы только твердо держались
того, чтобы соединяться с людьми в
том, в чем мы согласны с ними, и не требовать от них согласия с
тем, с чем они несогласны, мы бы были гораздо ближе к Христу, чем
те люди, которые, называя себя христианами, во имя Христа отделяют себя от людей других
вер, требуя от них согласия с
тем, что ими считается истиной.
Мы все братья, а я получаю жалованье за
то, чтобы проповедовать людям мнимо-христианскую
веру, лишающую их возможности узнать истинную.
Одна из самых древних и самых глубоких по мысли
вер была
вера индусов. Причиной
того, что она не стала
верой всемирной и не дала для жизни людей
тех плодов, какие она могла дать, было
то, что учителя ее признали людей неравными и разделили их на касты. Для людей, признающих себя неравными, не может быть истинной
веры.
Ребенок встречает другого ребенка, какого бы он ни был сословия,
веры и народности, одинаково доброжелательной, выражающей радость, улыбкой. Взрослый же человек, который должен бы быть разумнее ребенка, прежде чем сойтись с человеком, уже соображает, какого сословия,
веры, народа
тот человек, и, смотря по сословию,
вере, народности, так или иначе обходится с ним. Недаром говорил Христос: будьте как дети.
Заблуждение о
том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь других людей,
тем ужасно, что при этой
вере люди ценятся
тем выше, чем они безнравственнее.
По этому учению выходит
то, что люди могут без усилия достигнуть плодов усилия, точно так же как по церковному учению молитвой о своем совершенствовании,
верой в искупление грехов кровью Христа или в благодать, передаваемую таинствами, люди могут без личного усилия достигнуть праведной жизни.
Чем больше людей верят в одно и
то же,
тем осторожнее надо быть к такой
вере и
тем внимательнее обсудить ее.
Стоит только, отрешившись от принимаемого на
веру лжеучения, и взглянуть на положение человека, живущего в государстве, — к какому бы самому деспотическому или самому демократическому государству он ни принадлежал, — чтобы ужаснуться на
ту степень рабства, в котором живут теперь люди, воображая, что они свободны.
Ложные
веры это — такие
веры, которые люди принимают не потому, что они нужны им для души, а только потому, что верят
тем, кто их проповедует.
Если люди живут в грехах и соблазнах,
то они не могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью, делать дурные дела и называть свои злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных
вер, по которым можно, живя дурной жизнью, считать себя правыми.
Дурно лгать перед людьми, но еще хуже лгать перед самим собою. Вредна такая ложь особенно
тем, что во лжи перед людьми люди уличат тебя, во лжи же перед собой тебя некому уличить. И потому берегись лгать перед самим собою, особенно когда дело идет о
вере.
Нельзя ни взвесить, ни измерить
того вреда, который производили и производят ложные
веры.
Первая ложная
вера — это
вера в возможность познания через опыт
того, что по законам опыта не может быть допущено (
вера в чудеса).
Вторая ложная
вера состоит в допущении для нашего нравственного совершенствования
того, о чем мы нашим разумом не можем составить никакого понятия (
вера в таинства).
Дело в
том, что по странной ошибке нашего ума полет нашей
веры всегда соединен с понятием о восхождении вверх, причем не думают о
том, что, как бы высоко мы ни поднимались, нам все-таки придется опять спуститься вниз, чтобы стать твердой ногой в каком-нибудь другом мире.
Церковная
вера учит не только
тому, что покаяние согрешившего может очистить его, но
тому, что молитвы других людей могут содействовать его благу в этой жизни и в будущей. Один мальчик, ложась спать, просил няню продолжать игру с куклами, начатую им, пока он будет спать. Отношение церковных людей к богу такое же ребячье. Люди будут жить дурно, будут спать, а за них будут молиться, будут продолжать игру.
Между тунгусским шаманом и европейским управляющим церковью — прелатом или (взяв для примера простых людей) между совершенно грубым, чувственным вогулом, который поутру кладет себе на голову лапу медвежьей шкуры, приговаривая молитву: не убий меня, и утонченным пуританином и индепендентом в Коннектикуте, хотя и есть разница в приемах, нет разницы в основах их
веры, так как они оба принадлежат к одному и
тому же разряду людей, которые полагают свое служение богу не в
том, чтобы становиться лучше, а в
вере или в исполнении известных произвольных постановлений.
Такой человек, считая, что поступки, не имеющие в себе ничего нравственного и угодного богу, могут служить средством или условием исполнения своего желания непосредственно от бога, находится в заблуждении о
том, что, несмотря на
то, что он не имеет к
тому ни физической, ни нравственной склонности, он может естественным способом, не имеющим ничего общего с нравственностью и доступным самому дрянному человеку, приколдовать к себе эту сверхъестественную божескую помощь исповеданиями
веры и исполнением различных церковных обрядов.