Неточные совпадения
Когда отработаешь, то будешь жить, ничего не
делать, и всякий
день угощение, вино, сласти, катанье.
И подумал человек про первого хозяина: «Уж очень много обещает. Если бы
дело по правде было, незачем обещать так много. Польстишься на роскошную жизнь, как бы хуже не было. А хозяин, должно, сердитый, потому что строго наказывает тех, кто не по нем
делает. Пойду лучше ко второму, — тог хоть ничего не обещает, да, говорят, добрый, да и живет заодно с рабочими».
В мирских
делах никогда не знаешь наверное, нужно ли
делать то, что
делаешь, и выйдет ли из твоего
дела то, чего хочешь. Но не то, когда живешь для души. Живи для души, и ты наверное будешь знать, что надо
делать именно то, чего требует душа, наверное будешь знать и то, что выйдет только хорошее из того, что ты
делаешь.
В самом
деле, зачем человеку лишать себя чего-либо, беспокоиться, тревожиться не для себя, а для человека, которого он не знает, и такого, каких много на свете? Объяснить это можно только тем, что тот, кто
делает добро не себе, а другим, знает, что тот, кому он
делает добро, не отдельное от него существо, а то же самое существо, каким живет и он, только в другом виде.
Нет такого дурного
дела, за которое был бы наказан только тот, кто его
сделал. Мы не можем так уединиться, чтобы то зло, которое есть в нас, не переходило на других людей. Наши
дела, и добрые и злые, как и наши дети: живут и действуют уже не по нашей воле, а сами по себе.
Любить всех людей кажется трудно. Но кажется трудным каждое
дело, когда не научился его
делать. Люди всему учатся: и шить, и ткать, и пахать, и косить, и ковать, и читать, и писать. Также надо учиться и тому, чтобы любить всех людей.
Если ты понял, что главное
дело в жизни — любовь, то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему.
Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.
Какой он ни есть, он не может переделать себя. Что же ему больше
делать, как только бороться с нами, как с смертельным врагом, если мы выказываем к нему вражду. Ведь в самом
деле: мы хотим быть с ним добры, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, каков бы он ни был, и не требовать от него того, чего он не может
сделать: не требовать от человека того, чтобы он перестал быть собой.
Дело нашей жизни на этом свете двойное. Одно — возрастить в себе свою душу, и другое — устанавливать царство божие на земле.
Делаем мы и то и другое одним и тем же: тем, что освобождаем в себе тот божественный свет, который заложен нам в душу.
Дело человека в этой жизни в том, чтобы исполнять волю бога. Воля бога в том, чтобы человек увеличивал в себе любовь и проявлял ее в мире. Что же может
делать человек для того, чтобы проявлять в себе любовь? Одно: устранять всё то, что метает ее проявлению. Что же мешает этому? Грехи мешают проявлению любви.
Так и человек смолоду, пока он еще чист от дурных и развратных
дел, бережется и сторонится от всего дурного, но стоит раз-другой ошибиться, и он думает: берегись, не берегись, всё то же будет, и пускается во все пороки. Не
делай так. Запачкался — вытирайся, и будь еще осторожнее; согрешишь — кайся, и еще больше берегись греха.
Никто никогда не напивался и не накуривался для того, чтобы
делать хорошее
дело: работать, обдумать вопрос, ходить за больным, молиться богу. Большинство же злых
дел делаются в пьяном виде.
Бог дал нам дух свой для того, чтобы мы могли исполнять
дело божие и чтобы нам самим было хорошо. А мы этот дух божий тратим на служение своему телу. И
дело божие не исполняем и себе
делаем худо.
Брак оправдывается и освящается только детьми, тем, что если мы не можем сами
сделать всего того, чего хочет от нас бог, то мы хоть через детей, воспитав их, можем послужить
делу божию. И потому брак, в котором супруги не хотят иметь детей, хуже прелюбодеяния и всякого разврата.
Люди привыкли думать, что стряпать, шить, нянчить детей —
дело женское и что
делать это мужчине даже стыдно. А между тем, напротив того, стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не
делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает, нянчит.
Правда, что хорошо и желательно
делать много булавок в
день, но если бы только мы могли видеть, каким песком мы отчищаем их, мы бы подумали о том, что это тоже и невыгодно.
Не в том
дело, что люди страдают от презрения к ним высших классов, но в том, что они не могут переносить свое собственное к себе презрение за то, что чувствуют, что труд, к которому они приговорены, унизителен, развращает их,
делает их чем-то меньше людей.
Уважать людей надо не по их званию и богатству, а по той работе, которую они
делают. Чем полезнее эта работа, тем почтеннее люди. В мире же бывает напротив: уважают праздных, богатых людей, а не уважают тех, кто
делает самые полезные всем
дела: земледельцев, рабочих.
«Разделение труда» есть большею частью предлог к тому, чтобы, ничего не
делая или
делая какие-нибудь пустяки, сваливать на других всю нужную для тебя работу. Те, кто распоряжается этим разделением, всегда берут себе ту работу, которая кажется им самой приятной, ту же, которая кажется им тяжелою, предоставляют другим. И удивительное
дело: люди эти всегда ошибаются, так что кажущаяся им приятной работа оказывается под конец самой тяжелой, а та, которой они избегали, самой приятной.
Отнимите у человека или у народа деньги, товары, скот и ваше насилие, грабеж окончится вместе с вашим уходом. Течение времени, конечно, не
сделает вашего преступления
делом хорошим, но оно уничтожит его последствия. Ограбленные люди могут вновь приобрести то, что у них было отнято, Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж будет продолжаться вечно. Он будет новым грабежом для каждого нового ряда сменяющихся поколений, для каждого нового года, для каждого нового
дня.
Но если я сам твердо знаю, в чем добро и зло, понимаю, что зло для меня только то дурное
дело, если я сам его
сделаю, — если я знаю это, то никакой злой человек не может повредить мне.
Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. А можешь отвечать на обиду как разумный человек, — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его
дело; мое же
дело —
делать то, что я считаю хорошим:
делать ему то, чего я себе желаю.
Стоит только человеку, желающему
сделать зло своему врагу, живо представить себе, что он
сделал уже всё то зло, которое хотел, и что враг его страдает уже телесно или духовно: от ран, болезни, унижения, нищеты, — стоит только человеку представить себе это и понять, что это
дело его рук, — и самый злой человек перестанет злиться, представив себе живо страдания врага.
Люди представляются себе и другим не тем, что они на самом
деле — просто людьми, а представляются себе и другим кто дворянином, кто купцом, кто губернатором, кто судьей, кто офицером, кто царем, кто министром, кто солдатом. И все эти люди считают своей главной обязанностью не то, что нужно
делать каждому человеку, а то, что нужно
делать дворянину, купцу, губернатору, судье, офицеру, царю, министру, солдату.
Сила есть то орудие, посредством которого невежество заставляет своих последователей
делать те
дела, к которым они по природе не склонны; и (подобно попытке заставить воду идти выше своего уровня) в тот момент, когда орудие это перестанет действовать, прекращаются и его последствия.
Всякий человек знает, что всякое насилие зло. И вот, чтобы отучить людей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, что мы, люди, требующие к себе высшего уважения,
делаем для этой
дели самые жестокие насилия: тюрьмы, казни.
Никакие условия не могут
сделать того, чтобы убийство перестало быть самым грубым и явным нарушением закона бога, выраженного и во всех религиозных учениях и в совести людей. А между тем при всяком государственном устройстве убийство — и в виде казни и на войне — считается законным
делом.
Если бы был поставлен вопрос, как
сделать так, чтобы человек совершенно освободил себя от нравственной ответственности и
делал бы самые дурные
дела, не чувствуя себя виноватым, то нельзя придумать для этого более действительного средства, как суеверие о том, что насилие может содействовать благу людей.
Слова эти великие. Для того, чтобы человеку не пришлось ненавидеть людей и
делать им зло только потому, что они живут в отмежеванной от нашей части земли и признают над собой власть тех, а не других людей, всякому человеку надо помнить, что границы земельные и разные власти — это
дела людские, а что перед богом мы все жители одной и той же земли и все под высшей властью не людской, а закона божьего.
Делай свое
дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.
Всё родит себе подобное, и пока мы не противопоставим обидам и насилиям злодеев совсем противные им
дела, а, напротив, будем
делать то же самое, что и они, то тем будем только пробуждать, поощрять и воспитывать в них всё то зло, об искоренении которого мы как будто хлопочем.
Придумывают очень многое, но не решаются
сделать одного нужного, а именно: ничего не
делать, оставить того, кто согрешил, каяться или не каяться, исправляться или не исправляться; самим же, тем людям, которые придумывают все эти учения, и тем, которые на
деле прилагают их, — оставить других в покое, а только самим жить доброй жизнью.
Прощать — значит не мстить, не платить злом за зло, значит любить. Если человек верит в это, то
дело не в том, что
сделал брат, а чтò должен я
сделать. Если ты хочешь исправить ближнего в его ошибке, скажи ему кротко о том, что он худо
сделал.
Прощать — значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего. А для того, чтобы
сделать это, надо помнить свои грехи, а будешь помнить, то наверное найдешь за собою худшие
дела, чем те, за какие ты сердишься.
Только привыкни
делать то, что требуют «все» — и не успеешь оглянуться, как ты уже будешь
делать дурные
дела и будешь считать их хорошими.
Часто приходится видеть, что человек добрый, умный, правдивый, хотя и знает, что война, мясоедение, владение землей, суд и другие такие же
дела — дурны, спокойно продолжает их
делать. Отчего это? А оттого, что такой человек дорожит мнением людей больше, чем судом своей совести.
Когда человек привык жить только для славы людской, то ему кажется трудным, если он не
делает того, что все
делают, прослыть глупым, невежественным или совсем дурным человеком. Но над всем, что трудно, надо работать. А над этим
делом надо работать с двух сторон: одно — учиться презирать суждения людей, и другое — учиться жить для делания таких
дел, которые, хотя бы и осуждали за них люди, всегда хорошо
делать.
Работнику сам хозяин задал
дело. И вдруг приходит чужой человек и говорит ему, чтобы он бросил хозяйское
дело и
делал бы совсем противное тому, что приказал хозяин, чтобы даже испортил начатое хозяйское
дело. Не правда ли, надо, чтоб работник был совсем сумасшедший человек для того, чтобы, зная то, что он весь во власти хозяина и что хозяин может всякую минуту потребовать его к себе, чтобы, зная всё это, работник бы согласился
делать всё то противное воле хозяина, что велит этот чужой человек.
Не хочешь, чтобы тебя заставляли работать на фабрике или на рудниках по 10 часов кряду, не хочешь, чтобы тебя насиловали и убивали, не
делай этого, не участвуй в таких
делах.
Люди в наше время так привыкли к тому, что из всех
дел, которые делаются, есть такие, которые им запрещено
делать, и еще такие, которые им велено
делать, как бы это ни было трудно для них, и что если они будут
делать то, что запрещено, и не будут
делать того, что повелено, то кто-то за это накажет их, и им будет от этого худо. Люди так привыкли к этому, что и не спрашивают, кто те лица, которые запрещают им, и кто будет их наказывать за неисполнение, и покорно исполняют всё, что от них требуется.
Если не будет государственной власти, говорят начальствующие, то более злые будут властвовать над менее злыми. Но
дело в том, что то, чем пугают, уже совершилось: теперь уже властвуют более злые над менее злыми, и именно потому, что существует государственная власть. О том же, что произойдет от того, что не будет государственной власти, мы судить не можем. По всем вероятиям должно заключить, что если люди, делающие насилие, перестанут его
делать, то жизнь всех людей станет от этого никак не хуже, но лучше.
Разбойники,
делая свое
дело, рискуют своею жизнью, — правительства почти ничем не рискуют.
Еще добро бы всё, что они велят, были бы
дела добрые, а то они прямо велят мне
делать злое.
Если люди живут в грехах и соблазнах, то они не могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью,
делать дурные
дела и называть свои злые
дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных вер, по которым можно, живя дурной жизнью, считать себя правыми.
Никогда люди не
делают злых
дел с бòльшим спокойствием и уверенностью в своей правоте, как тогда, когда они
делают их по ложной вере.
В утешение же тем, кто посвящает свою жизнь и силы благородной и трудной борьбе с заблуждениями какого бы то ни было рода, смело можно сказать, что хотя до появления истины заблуждение и будет
делать свое
дело, как совы и летучие мыши — ночью, но что скорее совы и летучие мыши запугают и загонят солнце туда, откуда оно взошло, чем прежнее заблуждение вытеснит познанную и отчетливо и до конца высказанную истину и займет беспрепятственно ее свободное место.
Изучать не нужные для духовной жизни науки, как астрономия, математика, физика и т. п., так же как пользоваться всякими удовольствиями, играми, катаниями, прогулками можно тогда, когда эти занятия не мешают
делать то, что должно; но нехорошо заниматься пустыми науками, так же как и удовольствиями, когда они мешают настоящему
делу жизни.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его душу. Чтобы раскрыть для самого себя свою душу, человеку нужно
делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное
дело жизни человека.
Всякий знает, что без усилий в телесном труде ничего не
сделаешь. Надо понимать, что и в главном
деле жизни, в жизни души, тоже ничего не
сделаешь без усилия.
Не говори никогда про доброе
дело: «не стоит и стараться, — это так трудно, что никогда не достигну», или «это так легко, что когда захочу — всегда
сделаю». Не думай и не говори так: всякое усилие, хотя бы цель усилия и не была достигнута, или цель эта была бы самая неважная, всякое усилие укрепляет душу.