Неточные совпадения
Если в старину, когда каждый народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогда патриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом, то в наше время, когда пережитое уже народами чувство требует от людей прямо противоположного тому, чего требует их
разум, нравственное чувство,
религия — признания равенства и братства всех людей, патриотизм не может представляться не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Единая истинная
религия не содержит в себе ничего, кроме законов, то есть таких нравственных начал, безусловную необходимость которых мы можем сами сознать и исследовать и которые мы сознаем нашим
разумом.
Но мы не решаемся подвергнуть всё это проверке
разума, потому что думаем, что человечество, всегда признававшее необходимость государства,
религии, науки, не может жить без них.
Я чувствую себя обязанным пожертвовать ради христианства собственностью, славой, жизнью, но ни для какой
религии я не могу жертвовать тем
разумом, который возвышает меня над животным и делает меня человеком.
Не подавлять свой
разум, как этому учат ложные учителя, нужно для того, чтобы сознать истинную
религию, а очищать, напрягать его, проверять им всё, что предлагается.
Неточные совпадения
Что такое был теоретический интерес и страсть истины и
религии во времена таких мучеников
разума и науки, как Бруно, Галилей и пр., мы знаем. Знаем и то, что была Франция энциклопедистов во второй половине XVIII века, — а далее? а далее — sta, viator! [стой, путник! (лат.)]
Я совершенно отрицательно всегда относился к этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту, духовного опыта, к
религии в пределах
разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории науки.
Мы увидим, что тут было противоречие у Толстого, ибо
религию свою он хотел основать на
разуме.
Кант — крайний, исключительный рационалист, он отвергает все чудесное, рационализирует веру, вводит
религию в пределы
разума и не допускает веры нерациональной, не разрешает
религии, противной знанию.
Кант уже окончательно перестал быть католиком и весь полон пафоса рационалистического,
религии в пределах
разума.