Неточные совпадения
22) Во-вторых, усилия эти во власти
человека еще и потому, что они заключаются не в совершении каких-либо могущих быть неисполнимыми
поступков, а только в воздержании, всегда возможном для
человека: усилия воздержания от
поступков, противных любви к ближнему и сознанию
человеком в себе божественного начала.
25) Ко всем грехам приводит
человека потворство похотям тела, и потому для борьбы с грехами
человеку нужны усилия воздержания от
поступков, слов и мыслей, потворствующих похотям тела, т. е. усилия отречения от тела.
26) Ко всем соблазнам приводит
человека ложное представление о превосходстве одних
людей над другими, и потому для борьбы с соблазнами
человеку нужны усилия воздержания от возвышающих себя над другими
людьми поступков, слов и мыслей, т. е. усилия смирения.
27) Ко всем суевериям приводит
человека допущение лжи, и потому для борьбы с суевериями
человеку нужны усилия воздержания себя от противных истине
поступков, слов и мыслей, т. е. усилия правдивости.
Такое состояние души, при котором
человек не сознает того зла, которое делает, бывает у
человека тогда, когда он или не желает проверять разумом свое поведение, или, еще хуже, употребляет свой разум на оправдание своих
поступков, когда он подпал соблазнам и связанным с ними суевериям.
Происходит это оттого, что когда
люди поступают дурно, они всегда придумывают себе такие рассуждения, по которым выходит, что дурные
поступки уже не дурные
поступки, а последствия неизменных и находящихся вне власти
людей законов. В старину рассуждения эти состояли в том, что неисповедимая и неизменная воля бога предназначила одним
людям низкое положение и труд, а другим — высокое и пользование благами жизни.
Если хочешь упрекать
человека за его несообразности, то не называй его
поступки или слова глупостями, не говори и не думай, что то, что он сделал или сказал, не имеет никакого смысла.
Точно так же и убедить
человека в безнравственности его
поступка можно только его же нравственным чувством.
Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим
человеком только так же, как бываешь недоволен собой. Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим
поступком, но не своей душой. Так же надо быть и с другим
человеком: осуждать его
поступки, а его любить.
Ничто не дает такой уверенности для совершения дурных
поступков, как товарищество, то есть то, чтобы нескольким
людям, выделившись от всех остальных, соединяться только между собою.
Христос открыл
людям то, что разделение между своими и чужими народами есть обман и зло. И, познав это, христианин уже не может иметь чувство недоброжелательства к чужим народам, не может оправдывать, как он прежде делал, жестокие
поступки против чужих народов тем, что другие народы хуже его народа. Христианин не может не знать того, что разделение его с другими народами есть зло, что разделение — это соблазн, и потому не может уже, как он делал это прежде, сознательно служить этому соблазну.
Самым ярким доказательством того, насколько часто под словом «наука» подразумеваются не только самые ничтожные, но и самые гадкие предметы, служит то, что существует наука о наказании, то есть о совершении самого невежественного
поступка, свойственного только
человеку на самой низкой ступени, — ребенку, дикому.
Суеверие разумности возмездия сильнее всего поддерживается тем, что страх перед наказанием на время удерживает
людей от совершения запрещенных
поступков. Но запрещение это не уменьшает, а увеличивает желание дурного, как плотина не уменьшает напора течения реки, а только усиливает его.
В наше время уже трудно встретить
людей, которые не понимали бы того, что властвующие над ними не только нравственно не выше их, но почти всегда ниже большинства
людей, и не обсуживали бы
поступки и распоряжения этих
людей, большей частью не одобряя их, но не решаясь противодействовать им, не рассчитывая на общее и единовременное согласие.
Когда трудно, почти невозможно понять, для чего
человек поступает так, как он поступает, будь уверен, что причина его
поступков — желание славы людской.
В каждом хорошем
поступке есть доля желания одобрения
людей. Но беда, если то, что делаешь, делаешь только для славы людской.
Только заботой о чужом мнении можно объяснить себе самый обыкновенный и вместе с тем самый удивительный
поступок людской: ложь.
Человек знает одно и говорит другое. Зачем? Нет другого объяснения, как только то, что он думает, что, если он скажет правду,
люди не похвалят, а если солжет,
люди похвалят его.
Казалось бы, как удивительны
люди, которые живут ни для своего блага, ни для блага других
людей, а только для того, чтобы
люди хвалили их. А между тем как мало
людей, которые не дорожили бы одобрением своих
поступков чужими
людьми более, чем и своим благом и благом других
людей.
Человек, совершающий
поступки, которые сами по себе не имеют ничего нравственного, с тем чтобы привлечь к себе непосредственно благосклонного бога и посредством их достигнуть исполнения своих желаний, находится в заблуждении о том, что можно естественными средствами достигнуть сверхъестественных последствий.
Такой
человек, считая, что
поступки, не имеющие в себе ничего нравственного и угодного богу, могут служить средством или условием исполнения своего желания непосредственно от бога, находится в заблуждении о том, что, несмотря на то, что он не имеет к тому ни физической, ни нравственной склонности, он может естественным способом, не имеющим ничего общего с нравственностью и доступным самому дрянному
человеку, приколдовать к себе эту сверхъестественную божескую помощь исповеданиями веры и исполнением различных церковных обрядов.
Самым ярким доказательством того, насколько часто под словом «наука» подразумеваются не только самые ничтожные, но и самые гадкие предметы, служит то, что существует наука о наказании, то есть о совершении самого невежественного
поступка, свойственного только
человеку на самой низкой ступени развития — ребенку, дикому.
Для того, чтобы жизнь была не горем, а сплошною радостью, надо всегда быть добрым со всеми, — и
людьми и животными. А чтобы быть всегда добрым, надо приучать себя к этому. А чтобы приучить себя к этому, надо не пропускать ни одного своего недоброго
поступка, не упрекнув себя за него.
Живя духовной жизнью, то есть заодно с богом,
человек, хотя и не может знать последствий своих
поступков, знает наверное, что последствия эти будут благие.
Поступок, совершенный без всяких соображений о каких бы то ни было последствиях, в виду только исполнения воли бога, есть наилучший
поступок, который может быть сделан
человеком.
Как может
человек воздержаться от
поступка, если он признает его дурным, так же может
человек воздержаться и от привлекающей его к себе мысли, если он признает ее дурною. В этом воздержании в мыслях главная сила
человека, потому что все
поступки зарождаются в мысли.
Все великие перемены в жизни одного
человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и
поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
Как жизнь и судьба отдельного
человека определяются тем, на что мы менее обращаем внимания, чем на
поступки, — его мыслями, так и жизнь обществ,
людей и народов определяется не событиями, свершающимися среди этих обществ и народов, а теми мыслями, которые соединяют большинство
людей этих обществ и народов.
Если не будешь отгонять дурные мысли и не будешь беречь добрые, не миновать дурных
поступков. Только от добрых мыслей добрые дела. Дорожи добрыми мыслями, ищи их в книгах мудрых
людей, в разумных речах и, главное, в самом себе.
Истинная сила
человека не в порывах, а в ненарушимом, спокойном стремлении к добру, которое он устанавливает в мыслях, выражает в словах и проводит в
поступках.
И из этого ложного представления вытекает ряд безумных и жестоких
поступков этих
людей, кончающийся их изгнанием, исключением из жизни.
Смерть может быть согласием и потому нравственным
поступком. Животное издыхает,
человек отдает себя богу.
Опыт учит нас тому, что многие
люди, знакомые с учением о загробной жизни и убежденные в ее существовании, тем не менее предаются порокам и совершают низкие
поступки, придумывая средства, как бы хитрее избежать грозящих им в будущем последствий их поведения.
Мне кажется, что
человек должен за первое правило себе поставить — быть счастливым и довольным. Надо стыдиться, как дурного
поступка, своего недовольства и знать, что если у меня или во мне что-нибудь не ладится, то мне не рассказывать надо об этом другим и не жаловаться, а поскорее постараться поправить то, что не ладится.