Неточные совпадения
Человек не потому выше животных, что может
мучить их, а потому, что он способен жалеть их. А жалеет
человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет и в нем.
Можно отучить себя от свойственной всем
людям жалости к животным. Это особенно заметно на охоте. Добрые
люди, приучаясь к охоте,
мучают и убивают животных, не замечая своей жестокости.
Легко переносить горе, когда оно не от
людей, а от болезней, пожаров, наводнений, землетрясений. Но особенно больно бывает
человеку, когда он страдает от
людей, от братьев. Он знает, что
людям надо бы любить его, а вот они вместо этого его
мучают. «
Люди, все
люди ведь то же, что я, — думает такой
человек. — Зачем же они
мучают меня?» От этого-то и бывает легче переносить горе от болезней, пожаров, засух, чем от недоброты
людей.
Людям, которые живут роскошной жизнью, нельзя любить
людей. Нельзя им любить, потому что всё то, чем они пользуются, сделано поневоле, от нужды, часто с проклятиями, теми
людьми, которых они заставляют служить себе. Для того, чтобы им можно было любить
людей, им надо прежде перестать
мучить их.
Любовь очень часто в представлении таких
людей, признающих жизнь в животной личности, то самое чувство, вследствие которого для блага своего ребенка мать отнимает, посредством найма кормилицы, у другого ребенка молоко его матери; то чувство, по которому отец отнимает последний кусок у голодающих
людей, чтобы обеспечить своих детей; это то чувство, по которому любящий женщину страдает от этой любви и заставляет ее страдать, соблазняя ее, или из ревности губит себя и ее; это то чувство, по которому
люди одного, любимого ими товарищества наносят вред чуждым или враждебным его товариществу
людям; это то чувство, по которому
человек мучит сам себя над «любимым» занятием и этим же занятием причиняет горе и страдания окружающим его
людям; это то чувство, по которому
люди не могут стерпеть оскорбления любимому отечеству и устилают поля убитыми и ранеными, своими и чужими.
Правители учат и говорят, что насилие власти охраняет всех
людей от насилий и обид дурных
людей, что как только насилия властей прекратятся, так немедленно им на смену начнут злые
люди убивать и
мучить добрых.
При таком понимании учения возможно
мучить, грабить, казнить
людей, убивать их тысячами на войнах, как это и делают теперь народы, называющие себя христианами, но невозможно признавать себя христианами.
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с одними
людьми одного народа, одного государства и отделенным от остальных
людей других народов, других государств.
Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него
человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, одно и то же во всех
людях. Признавая это начало,
человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено богом.
Можно понять, почему цари, министры, богачи уверяют себя и других, что
людям нельзя жить без государства. Но для чего стоят за государство бедные, которым государство ничего не дает, а только
мучает? Только оттого, что они верят в лжеучение государства.
Не утешай себя мыслью, что если ты не видишь тех, которых ты
мучаешь и убиваешь, и если у тебя много товарищей, делающих то же, то ты не мучитель, не убийца: ты мог бы не быть им до тех пор, пока не знал, откуда те деньги, которые попадают тебе в руки, но если ты знаешь, то нет тебе оправдания — не перед
людьми (перед
людьми во всем и всегда есть оправдание), а перед своей совестью.
Эти-то
люди, считающие себя умниками, и
мутят мир.
Ты в тюрьме, ты болен, ты лишен возможности какой бы то ни было внешней деятельности, тебя оскорбляют,
мучат, — но внутренняя жизнь твоя в твоей власти: ты можешь в мыслях упрекать, осуждать, завидовать, ненавидеть
людей и можешь в мыслях же подавлять эти чувства и заменять их добрыми.
Для того, чтобы исчезли все те бедствия и противоречия, которые физически и нравственно
мучают теперь
людей, для того, чтобы наступило то царство божие, которое 1900 лет тому назад предсказано человечеству,
людям нашего времени нужно одно: нравственное усилие.
Неточные совпадения
Софья. Кто же остережет
человека, кто не допустит до того, за что после
мучит его совесть?
Но теперь его ужасно
мучает, что он отдал чужому
человеку свою дочь.
Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии
мучить другого; идея зла не может войти в голову
человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как
человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
«Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон их сколько! Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и
мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный
человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»
— Ничего, Соня. Не пугайся… Вздор! Право, если рассудить, — вздор, — бормотал он с видом себя не помнящего
человека в бреду. — Зачем только тебя-то я пришел
мучить? — прибавил он вдруг, смотря на нее. — Право. Зачем? Я все задаю себе этот вопрос, Соня…