Неточные совпадения
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и
может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не
может быть вопроса о том, что
будет с его душою после смерти тела. Душа не
была и не
будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как
будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не
нужно ему.
Не
нужно же знать человеку того, что
будет с его душою, потому, что если он понимает жизнь свою, как она и должна
быть понимаема, как непрестанное всё большее и большее соединение своей души с душами других существ и богом, то жизнь его не
может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится, т. е. ничем не нарушимым благом.
Бог
есть. Нам не
нужно этого доказывать. Доказывать бога — кощунство; отрицать его — безумие. Бог живет в нашей совести, в сознании всего человечества, в окружающей нас вселенной. Отрицать бога под сводом звездного неба, у гроба дорогих людей или при радостной смерти казнимого мученика
может только или очень жалкий, или очень развращенный человек.
Потребности тела, одного тела, легко удовлетворяются.
Нужно особенное несчастье, чтобы у человека не
было одежды прикрыть тело и куска хлеба, чтобы наесться. Но никакими силами нельзя добыть всего того, чего
может пожелать человек.
Человеку, как всякому животному,
нужно трудиться, работать руками и ногами. Человек
может заставить других людей делать то, что ему
нужно, но ему все-таки
нужно будет на что-нибудь тратить свои телесные силы. Если он не
будет работать нужное, разумное, он
будет работать ненужное и глупое. Так это и происходит среди богатых классов.
Жизнь для души тем отличается от жизни мирской, что тот, кто живет для души, не
может быть доволен собой, что бы он ни сделал хорошего; он считает, что сделал только то, что
нужно, и то далеко не всё, и потому
может только укорять себя, а никак не гордиться, не
быть довольным собою.
Жить и переродиться духом вы
можете так же, как и я; стало
быть, вам
нужно быть такими же, как я, для того, чтобы
быть важнее, больше других.
Не верь тому, что равенство невозможно или что оно
может быть только в далеком будущем. Учись у детей. Оно сейчас
может быть для каждого человека и для этого не
нужно никаких законов. Ты сам в своей жизни
можешь установить равенство со всеми людьми, с которыми сходишься. Только не оказывай особенного уважения тем, которые себя считают великими и высокими, а, главное, оказывай такое же, как ко всем, уважение тем, которых считают маленькими и низкими.
Закачивают ребенка не затем, чтобы избавить его от того, что заставляет его кричать, а затем, чтобы он не
мог кричать. То же мы делаем с своей совестью, когда заглушаем ее для того, чтобы угодить людям. Мы не успокаиваем совесть, но добиваемся того, что нам и
нужно было: не слышим ее.
Выгода служения богу перед служением людям та, что перед людьми невольно хочешь выказаться в лучшем свете и огорчаешься, когда тебя выставляют в дурном. Перед богом ничего этого нет. Он знает тебя, каков ты, и перед ним никто тебя ни восхвалить, ни оклеветать не
может, так что тебе перед ним не
нужно казаться, а
нужно только
быть хорошим.
Но если для того, чтобы получить свободу, ему
нужно только пожелать ее, то неужели
может быть народ в мире, который бы считал ее купленной слишком дорогой ценой, раз она
может быть приобретена одним желанием свободы.
Может быть, что для прежнего состояния людей
было нужно государственное устройство;
может быть, для некоторых людей оно
нужно еще и теперь, но люди не
могут не предвидеть того состояния, при котором насилие
может только мешать их мирной жизни. А видя и предвидя это, люди не
могут не стараться ввести такой порядок, в котором насилие стало бы и ненужно и невозможно. Средство же осуществления этого порядка
есть внутреннее совершенствование, не допускающее участия в насилии.
Если люди живут в грехах и соблазнах, то они не
могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям
нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью, делать дурные дела и называть свои злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных вер, по которым можно, живя дурной жизнью, считать себя правыми.
Просить бога о вещественном: о дожде, о выздоровлении, об избавлении от врагов и т. п. нельзя уже потому, что в то же самое время другие люди
могут просить о противоположном, главное же, нельзя потому, что в вещественном мире нам дано всё, что нам
нужно. Молитва
может быть о том, чтобы бог помог нам жить духовной жизнью, такой жизнью, при которой всё, что случается с нами, всё
было бы нам на благо. Просительная же молитва о вещественном
есть только самообольщение.
А как только наукой считается не то, что
нужно всем людям, а то, что определяют люди, взявшие на себя в известное время право определять, что такое наука, так наука не
может не
быть ложной. Так это и сделалось в нашем мире.
Наука — это пища для ума. И эта пища для ума
может быть так же вредна, как и пища телесная, если она не чиста, подслащена и если принимаешь ее не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для того, чтобы этого не
было, надо так же, как в телесной пище, принимать ее только тогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, — только тогда, когда знание
нужно для души.
Человек
может узнать, что ему
нужно делать, только тогда, когда он ясно поймет, чего ему не
нужно делать. Не делая же того, что ему не должно делать, он неизбежно
будет делать то, что ему должно делать, хотя и не
будет знать, для чего он делает то, что делает.
Хорошо
было бы, если бы мудрость
могла переливаться из того человека, в котором eе много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих
будет равно. Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему
нужно прежде самому думать.
Не думай, чтобы мудрыми
могли быть только особенные люди. Мудрость нужна всем людям, и потому все люди
могут быть мудрыми. Мудрость — в том, чтобы знать, в чем дело жизни и как исполнять его. А чтобы узнать его,
нужно только одно: помнить, что мысль — великое дело, и потому — думать.
Для того, чтобы светильник
мог дать спокойный свет,
нужно, чтобы он
был поставлен в защищенное от ветра место. Если же светильник на ветру, то свет
будет дрожать, и от него
будут падать странные, темные тени. Такие же странные и темные тени
будут падать на душу человека от непроверенных, ничтожных, разнообразных мыслей.
Человек
может научиться читать и писать, но грамота не научит его,
нужно ли написать письмо другу или жалобу на того, кто обидел, или не
нужно. Человек
может научиться музыке, но музыка не научит его, когда можно
петь или играть и когда этого не надо делать. Так и во всех делах. Только разум показывает нам то, что и когда надо делать и чего и когда не надо делать.
Бог мною делает то, что ему
нужно, а я горжусь. Всё равно как если бы камень, загораживающий проток ключа, гордился тем, что из него течет вода и что воду эту
пьют люди и звери. Но, скажут, камень
может гордиться тем, что он чист, не портит воду. И то неправда. Если он чист, то только потому, что та же вода обмыла и обмывает его. Ничего нашего нет, всё божие.
Для чего это
может быть,
нужно людям?
То же, что мы не
можем знать ни того, что
будет с нами после смерти, ни того, что
было с нами до этой жизни, показывает только то, что нам этого не дано знать, потому что не
нужно знать.
Христос, умирая, сказал: «Отец, в руки твои отдаю дух мой». Если кто говорит эти слова не одним языком, а всем сердцем, то такому человеку ничего больше не
нужно. Если дух мой возвращается к тому, от кого исшел, то для духа моего ничего, кроме самого лучшего,
быть не
может.
Не верь, что жизнь эта только переход в другой мир и что хорошо нам
может быть только там. Это неправда. Нам должно
быть хорошо здесь, в этом мире. И для того, чтобы нам
было хорошо здесь, в этом мире, нам
нужно только жить так, как хочет тот, кто послал нас в него. И не говори, что для того, чтобы тебе хорошо
было жить, надо, чтобы все хорошо жили, жили по-божьи. Это неправда. Живи сам по-божьи, сам делай усилие, и самому тебе наверное
будет хорошо и другим также от этого
будет наверное не хуже, но лучше.
Говорят, что для того, кто делает добро, не
нужно награды. Это правда, если думать, что награда
будет не в тебе и не сейчас, а в будущем. Но без награды, без того, чтобы добро не давало радости человеку, не
мог бы человек делать добро. Дело только в том, чтобы понимать, в чем истинная награда. Истинная награда не во внешнем и будущем, а во внутреннем и настоящем: в улучшении своей души. В этом и награда и побуждение к деланию добра.