Неточные совпадения
Если
человек не знает самого себя, то нельзя советовать ему, чтобы он
постарался узнать бога. Можно советовать это только такому
человеку, который знает себя. Прежде, чем узнать бога,
человек должен узнать самого себя.
А если бог — любовь и пребывает в нас, то выучиться любви нетрудно. Надо только
стараться избавиться от того, что мешает любви, избавиться от того, что не выпускает ее наружу. И только начни так делать — и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке: любви к
людям.
Человеку, пока он живет животной жизнью, кажется, что если он отделен от других
людей, то это так и надо и не может быть иначе. Но как только
человек начнет жить духовно, так ему становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от других
людей, и он
старается соединиться с ними. А соединяет
людей только любовь.
Всякий
старается сделать себе как можно больше добра, а самое большое добро на свете в том, чтобы быть в любви и согласии со всеми
людьми.
Но как бы ни
старались люди защитить тело от духовного «я», духовное «я» всегда побеждает, хотя бы в последние минуты жизни.
Большая ошибка думать, что от греха можно освободиться верою или прощением от
людей. От греха ничем нельзя освободиться. Можно только сознавать свой грех и
стараться не повторять его.
Отчего у разных
людей есть разные привычки, а привычки курения и пьянства одни и те же у всех, и у богатых и у бедных? А оттого, что большинство
людей недовольно своею жизнью. А недовольны
люди своею жизнью оттого, что все ищут удовольствий тела. А тело никогда не довольно, и от этого недовольства
люди, как бедные, так и богатые,
стараются забыться в курении или пьянстве.
Если
человек положил свою жизнь в телесных удовольствиях и не может получить всего того, чего он желает, то он
старается обмануть сам себя: поставить себя в такое положение, в котором ему казалось бы, что он имеет то, чего желает: он одуряет себя табаком, вином, опиумом.
То, что бывает с желудком, когда объешься, бывает и с весельем. Чем больше
стараются люди увеличить удовольствие еды, придумывая утонченные кушанья, тем больше ослабляется желудок и уменьшается удовольствие еды. Чем больше
стараются люди увеличить удовольствия увеселений утонченными, хитрыми играми, тем больше ослабляется способность истинного веселья.
Несправедливо брать от
людей больше того труда, какой даешь им. Но так как никак нельзя взвесить, больше ли ты даешь
людям или берешь от них, и, кроме того, всякий час ты можешь обессилеть, заболеть, и придется брать, а не давать, то, пока есть силы,
старайся работать на
людей как можно больше, а брать от них работы как можно меньше.
Люди рабочего народа часто
стараются перейти в сословие
людей достаточных, живущих чужим трудом. Они называют это выйти в хорошие
люди. А надо бы называть это, напротив, — уйти из хороших
людей в плохие.
Люди жалуются на бедность и всякими средствами
стараются добыть богатства, а между тем нужда и бедность придают
людям твердость и силу, и, напротив, излишество и роскошь приводят
людей к слабости и погибели.
Люди ищут богатства, а если бы они только знали, сколько добра теряют
люди, наживая богатство и живя в нем, они бы
старались избавиться от богатства с таким же усердием, с каким теперь
стараются добиться его.
Одна из самых обычных и важных ошибок, которые делают
люди в своих суждениях, та, что
люди считают хорошим то, что любят.
Люди любят богатство и потому, хотя, казалось бы, очевидно зло богатства,
стараются уверить себя, что оно хорошо.
А между тем такие богатые, либеральные, гуманные
люди, очень чувствительные к страданиям не только
людей, но и животных, не переставая пользуются таким трудом,
стараются всё больше и больше богатеть, то есть пользоваться всё больше и больше таким трудом, и, пользуясь им, остаются совершенно спокойными.
Большинство
людей нашего мира, хотя и не знают подробностей этих успокоительных объяснений науки, так же, как и многие прежние
люди не знали в подробности теологических объяснений, оправдывающих их положение, — все все-таки знают, что объяснение это есть, что ученые, умные
люди продолжают доказывать, что теперешний порядок вещей таков, каким он и должен быть, и что поэтому можно спокойно жить в этом порядке вещей, не
стараясь изменить его.
«Не заботьтесь и не хлопочите, не говорите, что надо подумать о том, что будем есть и чем оденемся. Это всем
людям нужно, и бог знает эту нужду вашу. Так и не заботьтесь о будущем. Живите настоящим днем. Заботьтесь о том, чтобы быть в воле отца. Желайте того, что одно важно, а остальное всё само прийдет.
Старайтесь только быть в воле отца. Так и не заботьтесь о будущем. Когда прийдет будущее, тогда будет и забота».
Когда сердишься на кого-нибудь, то обыкновенно ищешь оправданий своему сердцу и
стараешься видеть только дурное в том, на кого сердишься. И этим усиливаешь свое недоброжелательство. А надо совсем напротив: чем больше сердишься, тем внимательнее искать всего того хорошего, что есть в том, на кого сердишься, и если удастся найти хорошее в
человеке и полюбить его, то не только ослабишь свое сердце, но и почувствуешь особенную радость.
Надо
постараться найти те ложные представления, которые обманули
человека, и показать их ему так, чтобы он сам своим разумом решил, что он ошибался.
Если рассердился на
человека за то, что он сделал то, что ты считаешь дурным,
постарайся узнать, зачем
человек сделал то, что считаешь дурным. А как только поймешь это, то сердиться на
человека уже нельзя будет, так же нельзя будет, как нельзя сердиться на то, что камень падает книзу, а не кверху.
Но ты скажешь, что у
человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. Это верно. Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на
человека за его пороки, а, напротив,
постараться разумным и добрым обхождением без гнева, нетерпения и надменности пробудить в
человеке его совесть.
Если вы сильнее, богаче, ученее других, то
старайтесь служить
людям тем, что у вас есть лишнего против других. Если вы сильнее, помогайте слабым; если умнее, помогайте неумным; если учены — неученым; если богаты — бедным. Но не так думают гордые
люди. Они думают, что если у них есть то, чего нет у других, то им надо не делиться этим с
людьми, а только величаться перед ними.
Много есть наказаний гордому
человеку, но главное и самое тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства и как бы он об этом ни
старался,
люди не любят его.
Человек знает, что живет дурно, но, вместо того чтобы переменить свою жизнь к лучшему, он
старается уверить себя, что он не такой
человек, как все, а выше других, и что поэтому ему надо жить именно так, как он живет. От этого и бывает то, что если
люди живут дурно, они бывают и горды.
Унижен будет тот, кто возвышает себя в мнении
людей, потому что кого считают хорошим, умным, добрым, тот не будет уже
стараться быть лучше, умнее, добрее.
Если же
людей унижают, то этих-то унижаемых особенно
старайся уважать, как равных всем другим
людям.
Чем более неравны
люди по своим качествам, тем нужнее
стараться одинаково относиться к ним.
Заблуждение о том, что одни
люди могут силой заставлять других
людей жить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что
люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать
людей и потом
старались придумать оправдание своему насилию.
На вопрос о том, как разрешить постоянные между
людьми споры о том, чтò добро и чтò зло, учение Христа отвечает тем, что так как
человек не может несомненно определить зло, то он и не должен
стараться злом насилия побеждать то, что он считает злом.
Ничто так не мешает улучшению жизни
людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же
людей над
людьми более всего отвлекает
людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы
стараться самим становиться лучше.
Можно жить по Христу и можно жить по сатане. Жить по Христу значит жить по-человечески, любить
людей, делать добро и за зло воздавать добром. Жить по сатане значит жить по-звериному, любить только себя и за зло воздавать злом. Чем больше мы будем
стараться жить по Христу, тем больше будет любви и счастья между
людьми. Чем больше мы будем жить по сатане, тем жизнь наша будет бедственнее.
Охранять жизнь и труды
людей и свои нужно тем, чтобы
стараться пробудить в нападающем злодее добрые чувства.
Надо знать и помнить, что желание наказывать есть желание мести, не свойственное разумному существу —
человеку. Желание это свойственно только животной природе
человека. И потому
человеку надо
стараться освобождаться от этого чувства, а никак не оправдывать его.
Мы не переставая
стараемся украшать это воображаемое существо, а о настоящем, о том, что мы на самом деле, не заботимся. Если мы покойны душой, если мы верим, любим, мы
стараемся как можно скорее рассказать об этом, с тем чтобы эти добродетели были не только наши добродетели, но и воображаемого существа в мыслях других
людей.
Может быть, что для прежнего состояния
людей было нужно государственное устройство; может быть, для некоторых
людей оно нужно еще и теперь, но
люди не могут не предвидеть того состояния, при котором насилие может только мешать их мирной жизни. А видя и предвидя это,
люди не могут не
стараться ввести такой порядок, в котором насилие стало бы и ненужно и невозможно. Средство же осуществления этого порядка есть внутреннее совершенствование, не допускающее участия в насилии.
Если же
человек, кроме того что он непосредственно делает для достижения божьего благоволения, то есть, кроме доброго поведения,
старается еще сделать себя достойным, посредством известных формальностей, сверхъестественной помощи и с этой целью, посредством исполнения обрядов, которые не имеют никакой непосредственной цены, думает сделать себя более восприимчивым к нравственному настроению и достижению своих добрых стремлений, то он рассчитывает на нечто сверхъестественное для исправления своей естественной слабости.
Когда мы по душе хотим переговорить с
человеком о важном деле, мы
стараемся сойтись с ним один на один, чтобы ничто не развлекало нас, не мешало нам. Как же общаться с богом, молиться при народе? Трудно при народе избавиться от заботы о том, чтò обо мне подумают, от пустословия, от рассеяния. Особенно, когда собираются по праздникам. Оттого и сказано в евангелии...
Служители церквей всех исповеданий, в особенности в последнее время,
стараются выставить себя сторонниками движения в христианстве: они делают уступки, желают исправить вкравшиеся в церковь злоупотребления, и говорят, что из-за злоупотреблений нельзя отрицать самого принципа христианской церкви, которая одна только может соединить всех воедино и быть посредницей между
людьми и богом.
По-настоящему следует
людям, поняв, что они живут дурно,
постараться переменить жизнь и начать жить лучше.
Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный тот, кто знает всё то, что теперь в ходу между
людьми; просвещенный тот, кто знает, зачем он живет и что ему надо делать. Не
старайся быть ни ученым, ни образованным,
старайся быть просвещенным.
И потому лучше вовсе не читать тех книг, про которые много говорят и пишут.
Людям надо
стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов. Эти книги надо читать прежде всего. А то и вовсе не успеешь прочесть их. Только такие писатели нас поучают и образовывают.
Трудно среди общения с
людьми, в минуты увлечения мыслями о прошедшем и будущем, вспомнить о том, что жизнь твоя сейчас в этом моменте настоящего. Но как важно и драгоценно вспоминать это!
Старайся приучать себя к этому. Много зла избегнет
человек, если приучится к памятованию о том, что важно в жизни только настоящее, что только оно одно есть. Всё остальное — мечта.
Надо не думать о будущем, а только в настоящем
стараться делать жизнь радостной для себя и других. «Завтрашний день печется сам о себе». Это великая правда. Тем-то и хороша жизнь, что никак не знаешь, что нужно для будущего. Одно наверное нужно и годится всегда — в настоящую минуту любовь к
людям.
Всякая страсть в сердце
человека — вначале как проситель, потом как гость и, наконец, как хозяин дома.
Постарайся отказать такому просителю, не отворяй ему двери дома своего сердца.
Если ты знаешь, как надо жить
людям, и желаешь им добра, то будешь высказывать им это. Высказывать же это будешь
стараться так, чтобы они поверили в твои слова. Для того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе надо
постараться передать твои мысли не с раздражением и гневом, а спокойно и с добром.
А между тем
люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде,
стараются увернуться от нее.
Вот что писал Сенека своему другу: «Ты хорошо делаешь, любезный Люциний, что
стараешься сам своими силами держать себя в хорошем и добром духе. Всякий
человек всегда может сам себя так настроить. Для этого не нужно подымать руки к небу и просить сторожа при храме пустить нас поближе к богу, чтобы он нас расслышал: бог всегда близко к нам, он внутри нас. В нас живет святой дух, свидетель и страж всего хорошего и дурного. Он обходится с нами, как мы обходимся с ним. Если мы бережем его, он бережет нас».
Если будете
стараться угождать
людям для того, чтобы они были благодарны вам, то напрасно будете
стараться. Если же будете делать добро
людям, не думая о них, для бога, то и себе сделаете хорошо и
люди будут благодарны вам.
Смиренных
людей все любят. Мы все желаем быть любимыми, так как же не
стараться быть смиренными?
Поэтому святой
человек, если он хочет быть выше народа, должен
стараться быть ниже его. Если он хочет руководить им, то он должен быть позади его.