И тут-то являются разные науки: государственная, финансовая, церковная, уголовная, полицейская, является наука политическая экономия, история и самая модная — социология, о том, по каким законам живут и должны жить люди, и оказывается, что
дурная жизнь людей не от них, а оттого, что таковы законы, и что дело людей не в том, чтобы перестать жить дурно и изменять свою жизнь от худшего к лучшему, а только в том, чтобы, живя попрежнему, по своим слабостям думать, что всё худое происходит не от них самих, а от тех законов, какие нашли и высказали ученые.
Неточные совпадения
Совесть — это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель
жизни людей. А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или
дурным теми людьми, с которыми они живут.
Все люди только одного хотят и об одном хлопочут: о том, чтобы жить хорошо. И потому с самых старинных времен всегда и везде святые и мудрые люди думали и поучали людей о том, как им надо жить, чтобы
жизнь их была не
дурная, а хорошая. И все эти мудрые и святые люди в разных местах и в разное время учили людей одному и тому же учению.
Происходит это оттого, что когда люди поступают дурно, они всегда придумывают себе такие рассуждения, по которым выходит, что
дурные поступки уже не
дурные поступки, а последствия неизменных и находящихся вне власти людей законов. В старину рассуждения эти состояли в том, что неисповедимая и неизменная воля бога предназначила одним людям низкое положение и труд, а другим — высокое и пользование благами
жизни.
Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им: «Ведь вы не затем живете, чтобы понять нелепость
жизни, осудить ее, посердиться и умереть. Не может этого быть. Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то
дурное, которое вы видите.
Действительное наказание за каждое
дурное дело — это то, которое совершается в душе самого преступника и состоит в уменьшении его способности пользоваться благами
жизни.
Часто люди, не соглашаясь с учением Христа в его настоящем смысле, не соглашаясь с воздаянием добром за зло, говорят, что если принять это учение, то разрушится весь привычный порядок
жизни, и что поэтому учение это нельзя принять. А между тем учение Христа и есть именно такое учение, которое должно разрушить
дурное устройство нашей
жизни. Оно затем и проповедано миру, чтобы разрушить старый
дурной порядок и установить на его место новый, хороший.
Не столько могут повредить нашей
жизни дурные люди, которые могут развратить нас, сколько та немыслящая толпа, которая, как поток, увлекает нас с собой.
Человека никогда не будут хвалить все. Если он хороший,
дурные люди будут находить в нем
дурное и будут или смеяться над ним, или осуждать его. Если он
дурной, хорошие не будут одобрять его. Для того, чтобы все хвалили человека, ему надо перед добрыми притворяться добрым, а перед
дурными —
дурным. Но тогда и те и другие угадают притворство, и те и другие будут презирать его. Одно средство: быть добрым и не заботиться о мнении других, а награду за свою
жизнь искать не в мнении людском, а в себе.
Это значит то, что для того, чтобы начать жить лучше (а всё улучшать и улучшать свою
жизнь — в этом вся
жизнь человека), нельзя оставаться в прежних привычках, а надо заводить новые. Нельзя следовать тому, что по старине людьми считается хорошим, а надо устанавливать для себя новые привычки, не заботясь о том, что люди считают
дурным или хорошим.
Покаяние человека, который истязует себя вместо того, чтобы, воспользовавшись своим настроением, поскорее изменить к лучшему свой образ
жизни, это даром потраченный труд, и, кроме того, такое покаяние влечет за собою еще то
дурное последствие, что человек считает, что он одним этим (покаянием) погасил список своих долгов и не заботится уже о самоусовершенствовании, которое одно только и нужно.
Жизнь наша стала
дурной, даже хуже языческой, оттого, что вместо истинной веры у нас есть только ложная вера, обман веры.
Жизнь наша
дурная. Отчего?
Стало быть, для того, чтобы
жизнь перестала быть
дурною, надо переделать людей из плохих в хороших.
Memento mori, помни смерть! — великое слово. Если бы мы помнили то, что мы неизбежно и скоро умрем, вся
жизнь наша была бы совсем другая. Если человек знает, что он умрет через полчаса, то он наверное не станет делать ни пустого, ни глупого, ни, главное,
дурного в эти полчаса. Но полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что полчаса?
Все люди нашего времени знают, что
жизнь наша
дурная, и не только осуждают устройство нашей
жизни, но и делают дела, которые, по их мнению, должны улучшить
жизнь. Но
жизнь от этого не улучшается, а становится всё хуже и хуже. Отчего это? А оттого, что люди делают самые хитрые и трудные дела для улучшения
жизни, а не делают самого простого и легкого: не воздерживаются от участия в тех делах, которые делают нашу
жизнь дурною.
Наша мысль, хорошая или
дурная, отправляет нас в рай или в ад не на небе и не под землей, а в этой
жизни.
Наша
жизнь бывает хороша или дурна от того, каковы наши мысли. А мыслями можно управлять. И потому для того, чтобы жить хорошо, человеку надо работать над мыслями, не поддаваться
дурным мыслям.
Мне противна моя
жизнь; я чувствую, что весь в грехах. — только вылезу из одного, попадаю в другой. Как мне хоть сколько-нибудь исправить свою
жизнь? Одно есть самое действительное средство: признать свою
жизнь в духе, а не в теле, не участвовать в гадких делах телесной
жизни. Только пожелай всей душой этого, и ты увидишь, как сейчас же сама собой станет исправляться твоя
жизнь. Она была
дурная только оттого, что ты своей духовной
жизнью служил телесной
жизни.
С тех пор они оба развратились: он — военной службой,
дурной жизнью, она — замужеством с человеком, которого она полюбила чувственно, но который не только не любил всего того, что было когда-то для нее с Дмитрием самым святым и дорогим, но даже не понимал, что это такое, и приписывал все те стремления к нравственному совершенствованию и служению людям, которыми она жила когда-то, одному, понятному ему, увлечению самолюбием, желанием выказаться перед людьми.
Неточные совпадения
И ему действительно казалось, что он всегда это видел; он припоминал подробности их прошедшей
жизни, которые прежде не казались ему чем-либо
дурным, — теперь эти подробности ясно показывали, что она всегда была испорченною.
— Может быть; но ведь это такое удовольствие, какого я в
жизнь свою не испытывал. И
дурного ведь ничего нет. Не правда ли? — отвечал Левин. — Что же делать, если им не нравится. А впрочем, я думаю, что ничего. А?
«Я ошибся, связав свою
жизнь с нею; но в ошибке моей нет ничего
дурного, и потому я не могу быть несчастлив.
Без сомнения, он никогда не будет в состоянии возвратить ей своего уважения; но не было и не могло быть никаких причин ему расстроивать свою
жизнь и страдать вследствие того, что она была
дурная и неверная жена.
В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной
жизни; я вступил в эту
жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает
дурное подражание давно ему известной книге.