Неточные совпадения
Для того, чтобы человеку познать истинную
веру, ему нужно прежде всего на время отказаться от той
веры, в которую он слепо верил, и проверить
разумом всё то, чему его с детства научили.
Не заглушать свои
разум нужно для того, чтобы познать истинную
веру, а, напротив, очищать, напрягать его для того, чтобы проверять
разумом то, чему учат учителя
веры.
Мы не
разумом доходим до
веры. Но
разум нужен для того, чтобы поверять ту
веру, которой учат нас.
Вторая ложная
вера состоит в допущении для нашего нравственного совершенствования того, о чем мы нашим
разумом не можем составить никакого понятия (
вера в таинства).
И потому как всякому человеку, так и всему человечеству необходимо, по мере движения их в жизни, усилиями своего
разума и всей мудростью прежде живших людей проверять принятые на
веру положения о том, что истинно.
Вера в силу
разума лежит в основании всякой другой
веры.
Если бог, как предмет нашей
веры, выше нашего разумения и мы не можем обнять его
разумом, то из этого еще не следует того, что мы должны пренебрегать деятельностью
разума, считая ее вредною.
Хотя предметы
веры, без всякого сомнения, находятся вне круга нашего разумения, выше его, однако
разум и по отношению к ним имеет такое важное значение, что мы без него обойтись никак не можем. Он исполняет как бы назначение цензора, который, допуская из области
веры выше
разума стоящую, то есть метафизическую, истину, отрицает всякую мнимую истину, которая противоречит
разуму.
Неточные совпадения
— «Да, то, что я знаю, я знаю не
разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем,
верою в то главное, что исповедует церковь».
Я говорю о том, что наш
разум, орган пирронизма, орган Фауста, критически исследующего мир, — насильственно превращали в орган
веры.
— Нет, почему же — чепуха? Весьма искусно сделано, — как аллегория для поучения детей старшего возраста. Слепые — современное человечество, поводыря, в зависимости от желания, можно понять как
разум или как
веру. А впрочем, я не дочитал эту штуку до конца.
— Ну, что же я сделаю, если ты не понимаешь? — отозвалась она, тоже как будто немножко сердясь. — А мне думается, что все очень просто: господа интеллигенты почувствовали, что некоторые излюбленные традиции уже неудобны, тягостны и что нельзя жить, отрицая государство, а государство нестойко без церкви, а церковь невозможна без бога, а
разум и
вера несоединимы. Ну, и получается иной раз, в поспешных хлопотах реставрации, маленькая, противоречивая чепуха.
— Мы — бога во Христе отрицаемся, человека же — признаем! И был он, Христос, духовен человек, однако — соблазнил его Сатана, и нарек он себя сыном бога и царем правды. А для нас — несть бога, кроме духа! Мы — не мудрые, мы — простые. Мы так думаем, что истинно мудр тот, кого люди безумным признают, кто отметает все
веры, кроме
веры в духа. Только дух — сам от себя, а все иные боги — от
разума, от ухищрений его, и под именем Христа
разум же скрыт, —
разум церкви и власти.