Неточные совпадения
7) Препятствующие соединению человека с другими существами и богом
грехи суть:
грехи чревоугодия, т. е. объедения, пьянства...
12) Привлекающие же людей к
грехам соблазны, т. е. ложные представления об отношении людей к людям,
суть: соблазны гордости, т. е. ложного представления о своем превосходстве над другими людьми...
17) Таковы соблазны, привлекающие людей к
грехам. Суеверия же, оправдывающие
грехи и соблазны,
суть: суеверие государства, суеверие церкви и суеверие науки.
Люди не считают дурным
есть животных оттого, что ложные учителя уверили их в том, что бог разрешил людям
есть животных. Это неправда. В каких бы книгах ни
было написано, что не
грех убивать животных и
есть их, в сердце каждого человека написано яснее, чем в каких бы то ни
было книгах, что животных надо жалеть и нельзя убивать также, как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
Жизнь человеческая
была бы неперестающим благом, если бы суеверия, соблазны и
грехи людей не лишали их этого возможного и доступного им блага.
Грех — это потворство телесным похотям; соблазны — это ложное представление человека о своем отношении к миру; суеверия — это принятое на веру ложное учение.
Третья:
будь целомудрен. Четвертая: не говори неправды. Пятая: не одурманивай себя ни пьяными напитками, ни куреньями. И потому
грехами у буддистов считаются: убийство, воровство, блуд, ложь, пьянство.
Если люди думают, что можно в этой жизни освободиться от
грехов, то они очень ошибаются. Человек может
быть более или менее грешен, но никогда не может
быть безгрешен. Не может живой человек
быть безгрешен потому, что в освобождении от
грехов вся жизнь человеческая, и только в этом освобождении и истинное благо жизни.
«Соблазнам должно прийти в мир», — сказал Христос. Я думаю, что смысл этого изречения тот, что познание истины недостаточно для того, чтобы отвратить людей от зла и привлечь к добру. Для того, чтобы большинство людей узнало истину, им необходимо, благодаря
грехам, соблазнам и суевериям,
быть доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из заблуждения страдания.
Так и человек смолоду, пока он еще чист от дурных и развратных дел, бережется и сторонится от всего дурного, но стоит раз-другой ошибиться, и он думает: берегись, не берегись, всё то же
будет, и пускается во все пороки. Не делай так. Запачкался — вытирайся, и
будь еще осторожнее; согрешишь — кайся, и еще больше берегись
греха.
Представить себе, что люди живут одной животной жизнью, не борются со своими страстями, — какая бы
была ужасная жизнь, какая бы
была ненависть всех против всех людей, какое бы
было распутство, какая жестокость! Только то, что люди знают свои слабости и страсти и борются с своими
грехами, соблазнами и суевериями, делает то, что люди могут жить вместе.
Пришли две женщины к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости изменила мужу и не переставая мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном
грехе не упрекала себя и
была довольна собою.
Человек рожден в
грехах. От тела все
грехи, но дух живет в человеке и борется с телом. Вся жизнь человека это — борьба духа с телом. И хорошо тому человеку, который в борьбе этой на стороне не тела, — того тела, которое наверное
будет побеждено, а на стороне духа, — того духа, который наверное победит, хотя бы в последний час жизни.
Нельзя заставить себя любить. Но то, что ты не любишь, не значит то, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе
есть что-то такое, что мешает любви. Как ни переворачивай и сколько ни тряси бутылку, если в ней засела пробка, ничего не выльется, пока не вынешь пробку. То же и с любовью. Душа твоя полна любовью, но любовь эта не может проявиться, потому что
грехи твои не дают ей хода. Освободи душу от того, что засоряет ее, и ты полюбишь всех и даже того, кого называл врагом и ненавидел.
Тяжело бывает человеку знать про свои
грехи, но и зато большая радость чувствовать, что освобождаешься от них. Не
было бы ночи, мы не радовались бы свету солнца. Не
было бы
греха, не знал бы человек радости праведности.
Еще с самых древних времен мудрецы учили тому, что не надо
есть мяса животных, а питаться растениями, но мудрецам не верили, и все
ели мясо. Но в наше время с каждым годом находится всё больше и больше людей, которые считают
грехом есть мясо и не
едят его.
Ни вино, ни опиум, ни табак не нужны для жизни людей. Все знают, что и вино, и опиум, и табак вредны и телу и душе. А между тем, чтобы производить эти яды, тратятся труды миллионов людей. Зачем же делают это люди? Делают это люди оттого, что, впав в
грех служения телу и видя, что тело никогда не может
быть удовлетворено, они придумали такие вещества, как вино, опиум, табак, которые одуряют их настолько, что они забывают про то, что у них нет того, чего они желают.
Бедным лучше
быть, чем богатым, потому что богатые больше завязают в
грехах, чем бедные. Да и
грехи богатых мудреные и запутанные, и трудно разобраться в них. У бедняков
грехи нехитрые, и легче от них освобождаться.
Богатые люди так привыкли к
греху служения телу, что не видят его и, полагая, что делают то, что должно для блага детей, с первых лет приучают их к объедению, роскоши, праздности, то
есть, развращая их, готовят для них тяжелые страдания.
Во всех людях — женщинах и мужчинах — живет дух божий. Какой же
грех смотреть на носителя духа божия, как на средство удовольствия! Всякая женщина для мужчины прежде всего должна
быть сестрою, и всякий мужчина для женщины — братом.
Есть и третьи, и таких, слава богу, становится всё больше и больше, которые знают свой
грех и стараются избавиться от него.
Богатому плохо живется и оттого, что он не может
быть спокоен, а всегда боится за свое богатство, и оттого, что чем больше богатства, тем больше забот и дел. А главное, оттого плохо живется богатому, что ему можно сходиться только с немногими людьми, с такими же, как он, богатыми. С остальными же, с бедными, ему нельзя сходиться. Если сойтись с бедными, слишком ясно виден его
грех. И ему не может не
быть стыдно.
Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда не избегнут последствий своих
грехов. Эта тень их
будет преследовать по пятам до тех пор, пока не погубит их.
Грех гордости может
быть уничтожен только признанием единства духа, живущего во всех людях. Понявши это, человек не может уже считать ни себя, ни своих близких, ни свой народ выше и лучше других людей.
Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими
грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, —
было бы очень скоро достигнуто.
Прощать — значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего. А для того, чтобы сделать это, надо помнить свои
грехи, а
будешь помнить, то наверное найдешь за собою худшие дела, чем те, за какие ты сердишься.
Это работа зародыша, готового развиться, работа любви, которая снимет
грех с мира, оживит слабеющую жизнь, утешит огорченных, разобьет оковы заключенных, откроет народам новый путь жизни, внутренний закон которой
будет уже не насилие, а любовь людей друг к другу.
Если люди живут в
грехах и соблазнах, то они не могут
быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью, делать дурные дела и называть свои злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных вер, по которым можно, живя дурной жизнью, считать себя правыми.
«Верь или
будь проклят». В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы
был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в
грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом.
Человек, наученный церковью тому кощунственному учению о том, что человек не может спастись своими силами, а что
есть другое средство, неизбежно
будет прибегать к этому средству, а не к своим силам, на которые, его уверяют,
грех надеяться. Учение церковное, всякое, своим искуплением и таинствами исключает Христово учение в его истинном смысле.
Царство божие усилием берется. Царство божие внутри вас
есть (Луки XVI, 16; XVII, 21). Эти два стиха евангелия значат то, что только усилием сознания могут люди побороть в себе те
грехи, соблазны и суеверия, которые задерживают приближение царства божия.
Люди часто думают, что для того, чтобы
быть истинным христианином, надо делать особенные, необыкновенные дела. Это неправда. Для христианства нужны не особенные, необыкновенные дела, а только всегдашнее усилие сознания, освобождающее себя от
грехов, соблазнов и суеверий.
Растет всякое существо не вдруг, а понемногу. Нельзя вдруг выучить целую науку. Так же нельзя вдруг и победить
грех. Для того, чтобы становиться лучше,
есть только одно средство: мудрое рассуждение и постоянное, терпеливое усилие.
Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно так же и человек, не работающий духовную работу над своим внутренним миром, испытывает мучительную боль от тех невзгод, которые, не замечая их, переносит человек, полагающий главное дело жизни в усилии для освобождения себя от
грехов, соблазнов и суеверий, то
есть в нравственном совершенствовании.
И, начиная с Каина вплоть до самого глубоко подлого человека наших дней, все, избравшие путь зла, слышат в глубине души голос осуждения, укора, голос, не дающий им покоя, который вечно твердит им: зачем вы свернули с истинного пути? Вы могли, вы можете сделать усилие. Вы — деятели свободные, и в вашей власти
было и
есть коснеть в
грехах или освобождаться от них.
Нельзя избавиться от
грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя
быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек
будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он
будет в силах бороться и на деле с
грехами, соблазнами и суевериями.
Мне противна моя жизнь; я чувствую, что весь в
грехах. — только вылезу из одного, попадаю в другой. Как мне хоть сколько-нибудь исправить свою жизнь? Одно
есть самое действительное средство: признать свою жизнь в духе, а не в теле, не участвовать в гадких делах телесной жизни. Только пожелай всей душой этого, и ты увидишь, как сейчас же сама собой станет исправляться твоя жизнь. Она
была дурная только оттого, что ты своей духовной жизнью служил телесной жизни.
Напрасно
будет человек стараться избавиться от
грехов, если только он не отречется от своего тела, если не перестанет ставить требования тела выше требований души.
Разум
есть величайшая святыня в мире, а потому и величайший
грех злоупотреблять разумом, употреблять его на то, чтобы скрывать или извращать истину.
Есть рассказ о том, что человек за
грехи был наказан тем, что не мог умереть; можно смело сказать, что если бы человек
был наказан тем, что не мог бы страдать, то наказание это
было бы такое же тяжелое.
Ты хочешь освобождения от
грехов, и жизнь, ослабляя твое тело и его страсти, помогает тебе. От этого всегда бессознательно хочется вперед — уйти из тела, из отделенности. Положи свою жизнь в освобождении от
грехов, — и болезни, старость, всякие телесные невзгоды, смерть
будут благом.
Когда люди знают, что пришла смерть, они молятся, каются в
грехах, чтобы
быть готовыми с чистой душой прийти к богу. Но ведь мы каждый день понемногу умираем и всякую минуту можем совсем умереть. И потому надо бы нам не дожидаться смертного часа, а всякую минуту
быть готовыми.