Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от
бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей
любовью, с
богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей —
любовью и с
богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и
богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от того, что препятствует
любви к людям и сознанию своей божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.
11) И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми: зависти, страха, осуждения, враждебности, гнева, вообще — недоброжелательства к людям. Таковы грехи, препятствующие соединению
любовью души человеческой с
богом и другими существами.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению
любовью его души с другими существами и
богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым
любовью и сознанием своей божественности — с
богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Если я верю в
бога, то мне нечего спрашивать о том, что выйдет из моего послушания
богу, потому что я знаю, что
бог —
любовь, а из
любви ничего, кроме добра, выйти не может.
Говорят, что исполнение закона
бога трудно. Это неправда. Закон жизни ничего не требует от нас, кроме
любви к ближнему. А любить не трудно, а радостно.
Любовь дает людям благо, потому что соединяет человека с
богом.
И потому не надо верить никаким учениям, если они не сходятся с
любовью к
богу и ближнему.
Христос великий учитель. Он проповедовал истинную всеобщую религию
любви к
богу и человеку. Но не надо думать, что у
бога не могут быть такие же и даже еще более великие учителя. Если мы будем думать так, мы этим не уменьшим величия Христа, а только признаем величие
бога. Если же мы будем думать, что после Христа
бог уже не будет больше прямо открываться людям, то с новыми великими учителями, когда они придут, случится то же, что было с Христом: побьют живого пророка для того, чтобы боготворить умершего.
Любовь вызывает
любовь. И это не может быть иначе оттого, что
бог, проснувшись в тебе, пробуждает себя и в другом человеке.
Говорят,
бог есть
любовь, или
любовь это
бог. Говорят тоже, что
бог это разум, или разум это
бог. Всё это не совсем верно.
Любовь и разум это те свойства
бога, которые мы сознаем в себе, но то, что он сам в себе, этого мы не можем знать.
Так что непонятна не
любовь к
богу, а непонятна
любовь к ближнему без
любви к
богу.
Душа человеческая, будучи отделена телом от
бога и душ других существ, стремится к соединению с тем, от чего она отделена. Соединяется душа с
богом всё большим и большим сознанием в себе
бога, с душами же других существ — всё большим и большим проявлением
любви.
Любить можно только совершенство. И потому для того, чтобы любить, надо одно из двух: или считать совершенным то, что несовершенно, или любить совершенство, то есть
бога. Если считать совершенным то, что несовершенно, то ошибка рано или поздно окажется, и
любовь кончится.
Любовь же к
богу, то есть к совершенству, не может кончиться.
Бог есть
любовь; пребывающий в
любви пребывает в
боге, и
бог в нем.
Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга, то он пребывает в нас, и
любовь его в нас совершилась. Если кто говорит: люблю
бога, но брата своего ненавидит, тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может он любить
бога, которого не видит? Братья, будем любить друг друга,
любовь от
бога, и любящий каждый от
бога и знает
бога, потому что
бог есть
любовь.
«Братья, будем любить друг друга.
Любовь от
бога, и любящий рожден от
бога и знает
бога. Нелюбящий не знает
бога, потому что
бог есть
любовь», — сказал Иоанн апостол.
А если
бог —
любовь и пребывает в нас, то выучиться
любви нетрудно. Надо только стараться избавиться от того, что мешает
любви, избавиться от того, что не выпускает ее наружу. И только начни так делать — и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке:
любви к людям.
Говорят, надо бояться
бога. Это неправда.
Бога надо любить, а не бояться. Нельзя любить того, кого боишься. Да, кроме того, нельзя бояться
бога оттого, что
бог есть
любовь. Как же бояться
любви? Не бояться
бога надо, а сознавать его в себе. А если будешь сознавать
бога в себе, то не будешь бояться ничего на свете.
Какие бы ни были на свете веры, истинная вера только та одна, что
бог —
любовь. А от
любви не может быть ничего, кроме добра.
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные люди, и для того вложил в нас потребность
любви. Оттого и счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить друг друга.
Часто люди думают, что если они любят ближних, то они этим заслужили перед
богом. А дело совсем напротив. Если любишь ближних, то не ты заслужил перед
богом, а
бог дал тебе то, чего ты не заслужил, дал самое большее благо в жизни —
любовь.
И святой сказал: «Ничего из этого не желаю, потому что господу
богу подобает избавлять людей от того, что он посылает им: от нужды и страданий, от болезней и от преждевременной смерти.
Любви же от людей я боюсь. Боюсь, как бы
любовь людская не соблазнила меня, не помешала мне в одном главном моем деле, в том, чтобы увеличить в себе
любовь к
богу и к людям».
По учению евангельскому, есть только две заповеди
любви. Когда «законник, искушая его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби господа
бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. XXII, 35—39).
Дело человека в этой жизни в том, чтобы исполнять волю
бога. Воля
бога в том, чтобы человек увеличивал в себе
любовь и проявлял ее в мире. Что же может делать человек для того, чтобы проявлять в себе
любовь? Одно: устранять всё то, что метает ее проявлению. Что же мешает этому? Грехи мешают проявлению
любви.
Называют одним и тем же словом
любовь духовную —
любовь к
богу и ближнему, и
любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя чувствами. Первое — духовная
любовь к
богу и ближнему — есть голос
бога, второе — половая
любовь между мужчиной и женщиной — голос животного.
Закон
бога в том, чтобы любить
бога и ближнего, то есть всех людей без различия. В половой же
любви мужчина любит больше всех других одну женщину и женщина одного мужчину, и потому половая
любовь чаще всего отвлекает человека от исполнения закона
бога.
Помилуй
бог притворяться, что любишь и жалеешь, когда не любишь и не жалеешь. Это хуже ненависти. Но избави
бог не уловить и не раздуть в себе искру жалости и божеской
любви к врагу, когда
бог посылает тебе ее. Ведь драгоценнее этого ничего нет.
Бог хочет, чтобы его слуги составляли одно и были соединены союзом
любви; следовательно, законы, устанавливающие разделение людей на многие сброды (сословия), всё это измышления человеческие.
Чтобы понять в учении Христа то, что надо платить добром за зло, надо понять всё учение по-настоящему, а не так, как его толкуют церкви, с урезками и прибавками. Всё же учение Христа в том, что человек живет не для своего тела, а для души, для того, чтобы исполнить волю
бога. Воля же
бога в том, чтобы люди любили друг друга, любили всех. Как же может человек любить всех и делать зло людям? Верующий в учение Христа, что бы с ним ни делали, не может делать того, что противно
любви, не может делать зла людям.
Надо приучать себя жить так, чтобы не думать о людском мнении, чтобы не желать даже
любви людской, а жить только для исполнения закона своей жизни, воли
бога. При такой одинокой, с одним
богом жизни, правда, нет уж побуждений к добрым поступкам ради славы людской, но зато устанавливается в душе такая свобода, такое спокойствие, такое постоянство и такое твердое сознание верности пути, которых никогда не узнает тот, кто живет для славы людской.
Благо жизни человека в соединении
любовью с
богом и ближними. Препятствуют этому благу грехи. Причина грехов в том, что человек полагает свое благо в удовлетворении похотей тела, а не в
любви к
богу и ближнему. И потому благо человека в избавлении от грехов. Избавление же от грехов — в усилии отречения от жизни тела.
Только божественная, святая
любовь и слияние с
богом уничтожают это затруднение, потому что тогда жертва становится постоянной, растущей, ненарушимой радостью.
Ложь закрывает от нас
бога и в нас самих и в людях, и потому нет ничего дороже истины, возвращающей нас к
любви к
богу и ближнему.
Благо же это, главным образом, потому, что мы можем беседовать с свидетелем внутри нас, который есть
бог, беседовать тогда, когда нас в миру презирают, не уважают и лишают
любви.
— И вот если тогда мы, окоченелые, холодные, голодные, со смирением и
любовью примем слова эти и скажем себе, что он прав и что, видно,
бог внушил ему такое обращение с нами, тогда только, тогда мы познаем радость совершенную».
Жизнь человека и благо его во все большем соединении души, отделенной телом от других душ и от
бога, с тем, от чего она отделена. Соединение это делается тем, что душа, проявляясь
любовью, всё больше и больше освобождается от тела. И потому, если человек понимает то, что в этом освобождении души от тела и жизнь и ее благо, то жизнь его, несмотря ни на какие бедствия, страдания и болезни, не может быть не чем иным, как только ненарушимым благом.
Если же нет
бога, то давайте сами жить так, чтобы нам было хорошо. Для того же, чтобы нам было хорошо, нам надо любить друг друга, надо, чтобы была
любовь. А
бог и есть
любовь, так что мы опять придем к
богу.
Человек от рождения и до смерти хочет себе добра, и то, чего он хочет, то и дано ему, если он его ищет там, где оно есть: в
любви к
богу и людям.
Ничего, кроме смерти впереди, и ничего, кроме исполнения должного сейчас! Как это кажется безрадостно и страшно! А между тем положи свою жизнь только в этом: во всё большем и большем сейчас соединении
любовью с людьми и
богом, и то, что казалось страшным, сделается лучшим, ненарушимым благом.
Исполнение закона
бога — закона
любви, дающего высшее благо, возможно во всяком положении.
Воля
бога совершится во всяком случае, буду ли я или не буду исполнять ее; но от меня зависит быть противником этой воли и лишить себя блага участия в ней, или быть проводником ее, втянуть ее в себя, насколько она может вместиться во мне в виде
любви, и жить ею и испытывать ненарушимое благо.
Стоит только человеку полагать свою жизнь в соединении
любовью со всем живущим и с
богом, и жизнь его тотчас же вместо муки становится благом.