«Это буддизм, нирвана», говорят они, и им кажется, что этими словами они опровергли всё то, что признавалось и признается миллиардами людей и что каждый из нас в глубине души знает очень хорошо, — именно, что жизнь для
целей личности губительна и бессмысленна, и что если есть какой-нибудь выход из этой губительности и бессмысленности, то выход этот несомненно ведет через отречение от блага личности.
Неточные совпадения
Единственная представляющаяся сначала человеку
цель жизни есть благо его
личности, но блага для
личности не может быть; если бы и было в жизни нечто, похожее на благо, то жизнь, в которой одной возможно благо, жизнь
личности, каждым движением, каждым дыханием неудержимо влечется к страданиям, к злу, к смерти, к уничтожению.
Целью живых существ представляется при этом внешнем наблюдении — сохранение своей
личности, сохранение своего вида, воспроизведение себе подобных и борьба за существование, и эта самая воображаемая
цель жизни навязывается и человеку.
Если родители его в нужде, он узнает от них, что
цель жизни — приобретение побольше хлеба и денег и как можно меньше работы, для того, чтобы животной
личности было как можно лучше. Если он родился в роскоши, он узнает, что
цель жизни — богатство и почести, чтобы как можно приятнее и веселее проводить время.
Но как животному для того, чтобы перестать страдать, нужно признавать своим законом не низший закон вещества, а закон своей
личности и, исполняя его, пользоваться законами вещества для удовлетворения
целей своей
личности, так точно и человеку стоит признать свою жизнь не в низшем законе
личности, а в высшем законе, включающем первый закон, — в законе, открытом ему в его разумном сознании, — и уничтожится противоречие, и
личность будет свободно подчиняться разумному сознанию и будет служить ему.
Не имея в виду главной
цели знания, — изучения того разумного закона, которому для его блага должна подчиняться
личность человека, — так называемые ученые этого разряда самой
целью, которую они ставят для своего изучения, изрекают приговор о тщете своего изучения.
Чтобы понять жизнь человека, т. е. тот закон, которому для блага человека должна быть подчинена его животная
личность, люди рассматривают: или историческое существование, но не жизнь человека, или несознаваемое человеком, но только видимое ему подчинение и животного, и растения, и вещества разным законам, т. е. делают то же, что бы делали люди, изучающие положение неизвестных им предметов для того, чтобы найдти ту неизвестную
цель, которой им нужно следовать.
Для животного деятельность, не имеющая своей
целью благо
личности, а прямо противоположная этому благу, есть отрицание жизни, но для человека это как раз наоборот. Деятельность человека, направленная на достижение только блага
личности, есть полное отрицание жизни человеческой.
Для животного, не имеющего разумного сознания, показывающего ему бедственность и конечность его существования, благо
личности и вытекающее из него продолжение рода
личности есть высшая
цель жизни. Для человека же
личность есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное благо его жизни, не совпадающее с благом его
личности.
Человеку прежде всего представляются видимые
цели его
личности целями его жизни.
Цели эти видимы и потому кажутся понятными.
Для чего дано человеку это сознание
личности, противящейся проявлению истинной его жизни? На вопрос этот можно ответить подобным же вопросом, который могло бы сделать животное, стремящееся к своим
целям сохранения своей жизни и рода.
Нам ясно, что вся материя и ее законы, с которыми борется животное и которое она подчиняет себе для существования
личности животного, суть не преграды, а средства для достижения им своих
целей.
Животная
личность, в которой застает себя человек и которую он призван подчинять своему разумному сознанию, есть не преграда, но средство, которым он достигает
цели своего блага: животная
личность для человека есть то орудие, которым он работает.
Но мало того: допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, человек не может не видеть и того, что это-то самое постепенное, большее и большее отречение его
личности и перенесение
цели деятельности из себя в другие существа и есть всё движение вперед человечества и тех живых существ, которые ближе к человеку.
Животные
личности для своих
целей хотят воспользоваться
личностью человека. А чувство любви влечет его к тому, чтобы отдать свое существование на пользу других существ.
Забвение ближайших интересов
личности для достижения отдаленных
целей той же
личности, как это бывает при так называемой любви, не выросшей на самоотречении, есть только предпочтение одних существ другим для своего личного блага.
Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его
личностью от рождения и до смерти и что
цель, сознаваемая им, есть
цель достижимая и что в стремлении к ней — в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира.
Неточные совпадения
Между тем измена не дремала. Явились честолюбивые
личности, которые задумали воспользоваться дезорганизацией власти для удовлетворения своим эгоистическим
целям. И, что всего страннее, представительницами анархического элемента явились на сей раз исключительно женщины.
Это ум — не одной головы, но и сердца, и воли. Такие люди не видны в толпе, они редко бывают на первом плане. Острые и тонкие умы, с бойким словом, часто затмевают блеском такие
личности, но эти
личности большею частию бывают невидимыми вождями или регуляторами деятельности и вообще жизни
целого круга, в который поставит их судьба.
Вся общественная и политическая деятельность должна быть изнутри одухотворена и вдохновлена высшими
целями и абсолютными ценностями, за ней должно стоять духовное возрождение, перерождение
личности и народа.
Идейность в политике связана с духовным углублением
личности, с воспитанием души
целого народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли — не вознаграждение за искусство той или другой
личности, а результат общего характера мастерской, — результат ее устройства, ее
цели, а
цель эта — всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были личные особенности; что от этого характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а характер мастерской, ее дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница: молчаливое согласие самой застенчивой или наименее даровитой не менее полезно для сохранения развития порядка, полезного для всех, для успеха всего дела, чем деятельная хлопотливость самой бойкой или даровитой.