Неточные совпадения
Стоит человеку признать свою жизнь в стремлении к благу других,
и уничтожается обманчивая жажда наслаждений; праздная же
и мучительная деятельность, направленная на наполнение бездонной бочки животной личности, заменяется согласной с законами
разума деятельностью поддержания жизни других существ, необходимой для его блага,
и мучительность личного страдания, уничтожающего деятельность жизни, заменяется
чувством сострадания к другим, вызывающим несомненно плодотворную
и самую радостную деятельность.
И разум,
и рассуждение,
и история,
и внутреннее
чувство — всё, казалось бы, убеждает человека в справедливости такого понимания жизни; но человеку, воспитанному в учении мира, всё-таки кажется, что удовлетворение требований его разумного сознания
и его
чувства не может быть законом его жизни.
И вот, как ключ, сделанный только к этому замку, человек в душе своей находит
чувство, которое дает ему то самое благо, на которое, как на единственно возможное, указывает ему
разум.
И чувство это не только разрешает прежнее противоречие жизни, но как бы в этом противоречии
и находит возможность своего проявления.
Если же люди употребляют свой
разум на то, чтобы оправдывать
и усиливать то животное, неблагое
чувство, которое они называют любовью, придавая этому
чувству уродливые размеры, то это
чувство становится не только не добрым, но делает из человека — давно известная истина — самое злое
и ужасное животное.
Начало любви, корень ее, не есть порыв
чувства, затемняющий
разум, как это обыкновенно воображают, но есть самое разумное, светлое
и потому спокойное
и радостное состояние, свойственное детям
и разумным людям.
В каждом русском селе, где есть храм, есть и живое лицо, поставленное в такие же отношения к своим прихожанам, как упоминаемый мною чухонский пастор, и это лицо несомненно может также успешно влиять на
разум и чувство своих прихожан, если захочет раскрыть перед ними весь вред, причиняемый их безрассудством и алчностью их собственным дочерям, отданным в город.
Неточные совпадения
— Да, — сказала она, — но Толстой грубее. В нем много взятого от
разума же, из мутного источника.
И мне кажется, что ему органически враждебно
чувство внутренней свободы. Анархизм Толстого — легенда, анархизм приписывается к числу его достоинств щедростью поклонников.
Он видел, что в этой комнате, скудно освещенной опаловым шаром, пародией на луну, есть люди, чей
разум противоречит
чувству, но эти люди все же расколоты не так, как он, человек,
чувство и разум которого мучает какая-то непонятная третья сила, заставляя его жить не так, как он хочет.
«Почему у нее нет детей? Она вовсе не похожа на женщину,
чувство которой подавлено
разумом, да
и — существуют ли такие? Не желает портить фигуру, пасует перед страхом боли? Говорит она своеобразно, но это еще не значит, что она так же
и думает. Можно сказать, что она не похожа ни на одну из женщин, знакомых мне».
Самую любовь он обставлял всей прелестью декораций, какою обставила ее человеческая фантазия, осмысливая ее нравственным
чувством и полагая в этом
чувстве, как в
разуме, «
и может быть, тут именно более, нежели в
разуме» (писал он), бездну, отделившую человека от всех не человеческих организмов.
Духовное познание есть богочеловеческое познание, познание не
разумом и не
чувством, а целостным Духом.