Неточные совпадения
Казалось бы, это так ясно, что не стоило бы
говорить про это, если бы с давнего времени обман
о том, что
насилие одних людей над другими может быть полезно людям и соединять их, не был бы так распространен и принят молчаливым согласием, как самая несомненная истина, не только теми, кому выгодно
насилие, но и большинством тех самых людей, которые более всего страдали и страдают от
насилия.
Ведь не могут же русские люди нашего времени — я думаю, что не ошибаясь скажу, чующие уже, хотя и в неясном виде, сущность истинного учения Христа, — серьезно верить в то, что призвание человека в этом мире состоит в том, чтобы данный ему короткий промежуток времени между рождением и смертью употребить на то, чтобы
говорить речи в палатах или собраниях товарищей социалистов или в судах, судить своих ближних, ловить, запирать, убивать их, или кидать в них бомбы, или отбирать у них земли, или заботиться
о том, чтобы Финляндия, Индия, Польша, Корея были бы присоединены к тому, что называется Россией, Англией, Пруссией, Японией, или
о том, чтобы освободить
насилием эти земли и быть для того готовым к массовым убийствам друг друга.
Не
говоря уже
о том, что нет никакого вероятия, что уничтожение несвойственного человеческой разумной и любовной природе
насилия человека над человеком, не улучшило бы, а ухудшило положение людей, не
говоря уже об этом, теперешнее положение общества так ужасно дурно, что трудно себе представить положение хуже.
Но не
говоря уже
о всей несправедливости приложения отжившего закона возмездия к некоторым случаям
насилия, оставляя безнаказанными самые ужасные и жестокие
насилия, совершаемые государством во имя суеверия будущего устройства, приложение грубого возмездия за
насилия, совершаемые так называемыми разбойниками, ворами, кроме того явно неразумно и ведет прямо к противоположному той цели, ради которой совершается.
Ведь стоит только освободиться от суеверия, оправдывающего
насилия, для того, чтобы ужаснуться на все те преступления, которые совершены и не переставая совершаются одними народами над другими, и еще более ужаснуться перед той нравственной, происходящей от суеверия тупостью народов, при которой англичане, русские, немцы, французы, южно-американцы могут
говорить ввиду ужасающих преступлений, совершенных и совершаемых ими в Индии, Индо-Китае, Польше, Манчжурии, Алжире, — не только об угрожающих им опасностях
насилий, но и
о необходимости оградить себя от них.
То же самое и революционеры каких бы то ни было партий, если они допускают убийство для достижения своих целей. Сколько бы ни
говорили они
о том, что, когда власть будет в их руках, им не нужно будет употреблять тех средств
насилия, которые они употребляют теперь, — поступки их столь же безнравственны и жестоки, как и действия правительств. И потому точно так же, как и злодейства правительств, производят такие страшные последствия: озлобления, озверения, развращения людей.
Стоит только упомянуть об учении Христа, воспрещающем противление злу
насилием, и люди, принадлежащие к привилегированному, в сравнении с чернорабочими, сословию, и верующие и неверующие, только иронически улыбнутся на такое упоминание, как будто положение
о возможности непротивления злу
насилием есть такая очевидная нелепость, про которую нельзя и
говорить серьезным людям.
Большинство таких людей, считая себя нравственными и образованными людьми, будут серьезно
говорить и спорить
о троичности бога,
о божественности Христа, об искуплении, таинствах и т. п., или
о том, какая из двух политических партий имеет более шансов на успех, какой союз государств более желателен, чьи предположения более основательны: социал-демократов или социалистов-революционеров, — но и те и другие совершенно согласно убеждены в том, что
о непротивлении злу
насилием нельзя
говорить серьезно.