Неточные совпадения
Письмо это было и приятно и неприятно Нехлюдову, Приятно было чувствовать свою власть над большою
собственностью и неприятно было то, что во время своей первой молодости он был восторженным последователем Герберта Спенсера и в особенности, сам будучи большим землевладельцем, был поражен его положением в «Social statics» о том, что справедливость не допускает частной земельной
собственности.
С прямотой и решительностью молодости он не только говорил о том, что земля не может быть предметом частной
собственности, и не только в университете писал сочинение об этом, но и на деле отдал тогда малую часть земли (принадлежавшей не его матери, а по наследству от отца ему лично) мужикам, не желая противно своим убеждениям владеть землею.
Теперь, сделавшись по наследству большим землевладельцем, он должен был одно из двух: или отказаться от своей
собственности, как он сделал это десять лет тому назад по отношению 200 десятин отцовской земли, или молчаливым соглашением признать все свои прежние мысли ошибочными и ложными.
В первый раз увидал Нехлюдов Катюшу тогда, когда он на третьем курсе университета, готовя свое сочинение о земельной
собственности, прожил лето у своих тетушек.
В этот год еще в университете он прочел «Социальную статику» Спенсера, и рассуждения Спенсера о земельной
собственности произвели на него сильное впечатление, в особенности потому, что он сам был сын большой землевладелицы.
Он в первый раз понял тогда всю жестокость и несправедливость частного землевладения и, будучи одним из тех людей, для которых жертва во имя нравственных требований составляет высшее духовное наслаждение, он решил не пользоваться правом
собственности на землю и тогда же отдал доставшуюся ему по наследству от отца землю крестьянам.
Как выбраться из того противоречия между признанием незаконности земельной
собственности и владением наследством от матери?
Правда, что после военной службы, когда он привык проживать около двадцати тысяч в год, все эти знания его перестали быть обязательными для его жизни, забылись, и он никогда не только не задавал себе вопроса о своем отношении к
собственности и о том, откуда получаются те деньги, которые ему давала мать, но старался не думать об этом.
Но смерть матери, наследство и необходимость распоряжения своим имуществом, т. е. землею, опять подняли для него вопрос об его отношении к земельной
собственности.
Главное же — ты должен обдумать свою жизнь и решить, что ты будешь делать с собой, и соответственно этому и распорядиться своей
собственностью.
— Der erste Dieb im Dorfe, [Первый вор в деревне,] — по-немецки сказал управляющий. — Каждый год в лесу попадался. А ты научись уважать чужую
собственность, — сказал управляющий.
— Не может земля быть предметом
собственности, не может она быть предметом купли и продажи, как вода, как воздух, как лучи солнца.
И он составил в голове своей проект, состоящий в том, чтобы отдать землю крестьянам в наем за ренту, а ренту признать
собственностью этих же крестьян, с тем чтобы они платили эти деньги и употребляли их на подати и на дела общественные.
Главное же было то, что он отказывался от пользования правом земельной
собственности.
— Да нет же. Вы поймите, что земля не может быть предметом
собственности отдельных лиц.
Нехлюдов прежде всего высказал свой взгляд на земельную
собственность.
Вспоминая теперь свое чувство сожаления к потере
собственности, которое он испытал в Кузминском, Нехлюдов удивлялся на то, как мог он испытать это чувство; теперь он испытывал неперестающую радость освобождения и чувство новизны, подобное тому, которое должен испытывать путешественник, открывая новые земли.
— Не понимаю, а если понимаю, то не согласен. Земля не может не быть чьей-нибудь
собственностью. Если вы ее разделите, — начал Игнатий Никифорович с полной и спокойной уверенностью о том, что Нехлюдов социалист и что требования теории социализма состоят в том, чтобы разделить всю землю поровну, а что такое деление очень глупо, и он легко может опровергнуть его, — если вы ее нынче разделите поровну, завтра она опять перейдет в руки более трудолюбивых и способных.
— Никто и не думает делить землю поровну, земля не должна быть ничьей
собственностью, не должна быть предметом купли и продажи или займа.
— Право
собственности прирожденно человеку. Без права
собственности не будет никакого интереса в обработке земли. Уничтожьте право
собственности, и мы вернемся к дикому состоянию, — авторитетно произнес Игнатий Никифорович, повторяя тот обычный аргумент в пользу права земельной
собственности, который считается неопровержимым и состоит в том, что жадность к земельной
собственности есть признак ее необходимости.
— Послушайте, Дмитрий Иванович, ведь это совершенное безумие! Разве возможно в наше время уничтожение
собственности земли? Я знаю, это ваш давнишний dada. [конек.] Но позвольте мне сказать вам прямо… — И Игнатий Никифорович побледнел, и голос его задрожал: очевидно, этот вопрос близко трогал его. — Я бы советовал вам обдумать этот вопрос хорошенько, прежде чем приступить к практическому разрешению его.
Виноградари вообразили себе, что сад, в который они были посланы для работы на хозяина, был их
собственностью; что всё, что было в саду, сделано для них, и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанностях к нему.
Неточные совпадения
— // Вдруг вставил слово грубое // Еремин, брат купеческий, // Скупавший у крестьян // Что ни попало, лапти ли, // Теленка ли, бруснику ли, // А главное — мастак // Подстерегать оказии, // Когда сбирались подати // И
собственность вахлацкая // Пускалась с молотка.
Так, например, известно было, что, находясь при действующей армии провиантмейстером, он довольно непринужденно распоряжался казенною
собственностью и облегчал себя от нареканий собственной совести только тем, что, взирая на солдат, евших затхлый хлеб, проливал обильные слезы.
Больной, озлобленный, всеми забытый, доживал Козырь свой век и на закате дней вдруг почувствовал прилив"дурных страстей"и"неблагонадежных элементов". Стал проповедовать, что
собственность есть мечтание, что только нищие да постники взойдут в царство небесное, а богатые да бражники будут лизать раскаленные сковороды и кипеть в смоле. Причем, обращаясь к Фердыщенке (тогда было на этот счет просто: грабили, но правду выслушивали благодушно), прибавлял:
Он доказывал, что бедность России происходит не только от неправильного распределения поземельной
собственности и ложного направления, но что этому содействовали в последнее время ненормально привитая России внешняя цивилизация, в особенности пути сообщения, железные дороги, повлекшие за собою централизацию в городах, развитие роскоши и вследствие того, в ущерб земледелию, развитие фабричной промышленности, кредита и его спутника — биржевой игры.
— Там, — злобно блестя глазами и иронически улыбаясь, говорил Николай Левин, — там, по крайней мере, есть прелесть, как бы сказать, геометрическая — ясности, несомненности. Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать изо всего прошедшего tabula rasa: [чистую доску, т. е. стереть всё прошлое] нет
собственности, нет — семьи, то и труд устрояется. Но у тебя ничего нет…