Неточные совпадения
То перебирая впечатления прошедшего сражения,
то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого
счастия.
То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со
счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали.
«И чтó за глупость всё
то, чтó я рассказываю, как будто это меня интересует, — думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников — вот это
счастие!»
То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого-то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему
счастию.
— Это
счастье для
тех, у кого нет
того, что́ есть у тебя».
— Ну, ну, шучу, шучу, — сказал он. — Помни одно, княжна: я держусь
тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит
счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о
том, какое было бы
счастие умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в
те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в
то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия.
Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из-за тумана высоты, и на холодном лице его был
тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного
счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика.
Сменившись из цепи, Ростов успел соснуть несколько часов перед утром и чувствовал себя веселым, смелым, решительным, с
тою упругостью движений, уверенностью в свое
счастие и в
том расположении духа, в котором всё кажется легко, весело и возможно.
Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о
том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12-м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этою улыбкой почтительное сочувствие
счастию своего принципала.
Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно своему
счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки,
то пенья,
то музыки, испытывал одно и
то же чувство готовности к любви и ожидания
счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
«В наших храмах мы не знаем других степеней, — читал «великий мастер, — кроме
тех, которые находятся между до«бродетелью и пороком. Берегись делать какое-нибудь разли«чие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, «кто бы он ни был, настави заблуждающегося, подними упа«дающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. «Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь «добродетели. Дели
счастие с ближним твоим, и да не возмутит «никогда зависть чистого сего наслаждения.
— А любовь к ближнему, а самопожертвование? — заговорил Пьер. — Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё
счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете
того, что́ вы говорите. — Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
— Ты говоришь школы, — продолжал он, загибая палец, — поучения и так далее,
то есть ты хочешь вывести его, — сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, — из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное
счастье — есть
счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его.
— Ежели есть Бог и есть будущая жизнь,
то есть истина, есть добродетель; и высшее
счастье человека состоит в
том, чтобы стремиться к достижению их.
«Весна, и любовь, и
счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и
тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и
то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни
счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Он даже не понимал
того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность
счастия и любви.
— Так весело, как никогда в жизни! — сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтоб обнять отца и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на
той высшей ступени
счастия, когда человек делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность зла, несчастия и горя.
Ее как будто пугало это странное, неожиданное
счастье, что
тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что
тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней.
То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о
том, как он не может пожертвовать своим
счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия,
то он удивлялся, как на что-то странное, чуждое, от него независящее, на
то чувство, которое владело им.
— Я бы не поверил
тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, — говорил князь Андрей. — Это совсем не
то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она и там всё
счастье, надежда, свет; другая половина — всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам
то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить
счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для
счастия других — призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим.
Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее,
тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и
счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного
счастия.
Мало
того, что мы сами знаем это, — Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти
счастье.
Она вся дышала
счастьем и любовью с
тех пор как приехал Николай, и верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала на него.
— Вот пишет, — говорила она, показывая сыну письмо князя Андрея с
тем затаенным чувством недоброжелательства, которое всегда есть у матери против будущего супружеского
счастия дочери, — пишет, что не приедет раньше декабря.
Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского
счастия, Борис не мог произнести решительного слова; несмотря на
то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов.
— Милая Натали, — сказала княжна Марья, — знайте, что я рада
тому, что брат нашел
счастье… — Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как
ту, которую выбрал ее брат, для
счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем», писала она, «не думайте, чтоб отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить
ту, которая сделает
счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину
счастия с ним и вместе с
тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.
«Отчего же бы это не могло быть вместе?» иногда, в совершенном затмении, думала она. «Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива. Одно», думала она: «сказать
то, что́ было, князю Андрею или скрыть — одинаково невозможно. А с этим ничего не испорчено. Но неужели расстаться навсегда с этим
счастьем любви князя Андрея, которым я жила так долго?»
— Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть
счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из
того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге — с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас
тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!..
Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на
ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от
счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, которые, расчищая дорогу по войскам. скакали впереди его.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m-lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и
того человека, который погубил его
счастие.
По пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и всё-таки не дал себе ясного отчета в
том. чтό так смутило его, колесо
счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров, и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.
Болезнь Наташи была так серьезна, что. к
счастию ее и к
счастию родных, мысль о всем
том, чтò было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план.
Она ощущала в душе своей благоговейный и трепетный ужас пред наказанием, постигшим людей за их грехи и в особенности за свои грехи, и просила Бога о
том, чтоб Он простил их всех и ее, и дал бы им всем и ей спокойствия и
счастия в жизни.
666, l'empereur Napoléon и l’Russe Besuhof, все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из
того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому
счастию.
Отец!… — кричал народ и с ним Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в
том числе и Петя, заплакали от
счастия.
То, что̀ годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного
счастия, как искушения дьявола беспрестанно носились в ее воображении.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на
то, что он за
счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Он испытывал теперь приятное чувство сознания
того, что всё
то, что̀ составляет
счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…
(Это была
та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и
счастью возможно было сделать этот подвиг, и
та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
А если выйти за старого графа,
то вы составите
счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] — и Билибин распустил кожу.
— Voilà un véritable ami! — сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибина. — Mais c’est que j’aime l’un et l’autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur à tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю
того и другого, и не хотела бы огорчать никого. Для
счастия обоих я готова пожертвовать жизнию,] — сказала она.
Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай и тут опять, повторив в своем воспоминании всё, чтò с ним было, он живее всего представил себе
ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые сулившие ему
счастие мысли.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало», — писала она, — «и любовь моя имеет одною целью
счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря ни на чтò, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Как будто, говоря это, он высказывал другую мысль — о
том, что все вложенные в нас стремленья к
счастью положительному вложены только для
того, чтобы, не удовлетворяя, мучить нас.
Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие
того свобода выбора занятий, т. е. образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим
счастьем человека.