Но общий историк Гервинус, опровергая это воззрение частного историка, стремится показать, что поход 13-го года и восстановление Бурбонов, кроме воли Александра, имели
причинами деятельность Штейна, Метерниха, m-me Staël, Талейрана, Фихте, Шатобриана и других.
Неточные совпадения
Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были
причинами войн, и чтобы возможно было найти законы войны в личной
деятельности одного человека.
Описывая
деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению,
причиною того, чтò они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m-me Staël, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
Эти историки из всего огромного числа признаков, сопровождающих всякое живое явление, выбирают признак умственной
деятельности и говорят, что этот признак есть
причина.
Но, несмотря на все их старания показать, что
причина события лежала в умственной
деятельности, только с большою уступчивостью можно согласиться с тем, что между умственною деятельностию и движением народов есть что-то общее, но уже ни в каком случае нельзя допустить, чтоб умственная
деятельность руководила действиями людей, ибо такие явления, как жесточайшіе убийства французской революции, вытекающие из проповедей о равенстве человека, и злейшие войны и казни, вытекающие из проповеди о любви, противоречат этому предположению.
Но почему умственная
деятельность людей представляется историками культуры
причиной или выражением всего исторического движения, — это понять трудно.
С одной стороны, рассуждение показывает, что выражение воли человека — его словà суть только часть общей
деятельности, выражающейся в событии, как, например, в войне или революции; и потому без признания непонятной, сверхъестественной силы — чуда, нельзя допустить, чтобы словà могли быть непосредственною
причиной движения миллионов; с другой стороны, если даже допустить, что словà могут быть
причиной события, то история показывает, что выражения воли исторических лиц во многих случаях не производят никакого действия, т. е., что приказания их часто не только не исполняются, но что иногда происходит даже совершенно обратное тому, что ими приказано.
В нравственном отношении
причиною события представляется власть; в физическом отношении, — те, которые подчиняются власти. Но так как нравственная
деятельность немыслима без физической, то
причина события не находится ни в той, ни в другой, а находится только в соединении обеих.
Не приходит им в голову, что, если изменение вещества в теле человека нарушает его деятельность, то это доказывает только то, что изменение вещества есть одна из причин, нарушающих деятельность человека, но никак не то, что движение вещества есть
причина деятельности человека.
Неточные совпадения
По всем этим
причинам издатель настоящей истории находит совершенно естественным, что летописец, описывая административную
деятельность Микаладзе, не очень-то щедр на подробности.
Мальчишка догнал меня и, тыча монетой мне в спину, как зарезанный кричал: «No use, no use (Не ходит)!» Глядя на все фокусы и мелочи английской изобретательности, отец Аввакум, живший в Китае, сравнил англичан с китайцами по мелочной, микроскопической
деятельности, по стремлению к торгашеству и по некоторым другим
причинам.
Но, кажется,
причина тут другая: на некоторых пунктах по Лене открылись золотые прииски; золотопромышленники основали там свое пребывание, образовав около себя новые центры
деятельности.
В рапорте врача окружного лазарета г. Перлина от 24 марта 1888 г., копию которого я привез с собой, между прочим сказано: «Меня постоянно ужасала большая заболеваемость ссыльнокаторжных рабочих острым воспалением легких»; и вот, по мнению д-ра Перлина,
причины: «доставка за восемь верст бревен от 6 до 8 вершков в диаметре четырехсаженной длины производится тремя рабочими; предполагая тяжесть бревна в 25–35 пуд., в снежную дорогу, при теплом одеянии, ускоренной
деятельности дыхательной и кровеносной систем» и т. д.
Отчасти
причиной тому было влияние дня и
деятельности, отчасти и главное то, что страх, как и каждое сильное чувство, не может в одной степени продолжаться долго.