Неточные совпадения
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный ум видел
оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших
людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.
Человек этот нужен еще для
оправдания последнего совокупного действия.
И проходят несколько лет в том, что этот
человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собою жалкую комедию, интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда
оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, чтò такое было то, чтò
люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Человек, когда он действует один, всегда носит сам в себе известный ряд соображений, руководивших, как ему кажется, его прошедшею деятельностью, служащих для него
оправданием его настоящей деятельности и руководящих его в предположении о будущих его поступках.
Точно то же делают сборища
людей, предоставляя тем, которые не участвуют в действии, придумывать соображения,
оправдания и предположения об их совокупной деятельности.
И этому событию соответствует и сопутствует его
оправдание в выраженных волях
людей о том, что это необходимо для блага Франции, для свободы, для равенства.
Люди перестают резать друг друга, и событию этому сопутствует
оправдание, состоящее в необходимости единства власти, отпора Европе и т. д.
История показывает нам, что эти
оправдания события не имеют никакого общего смысла, противоречат сами себе, как убийство
человека, вследствие признания его прав, и убийство миллионов в России для унижения Англии.
Оправдания эти снимают нравственную ответственность с
людей, производящих события. Временные цели эти подобны щеткам, идущим для очищения пути по рельсам впереди поезда: они очищают путь нравственной ответственности
людей. Без этих
оправданий не мог бы быть объяснен самый простой вопрос, представляющийся при рассмотрении каждого события: каким образом миллионы
людей совершают совокупные преступления, войны, убийства и т. д.?
Так что всякое совершившееся событие неизбежно совпадает с каким-нибудь выраженным желанием и, получая себе
оправдание, представляется как произведение воли одного или нескольких
людей.
Учился он автоматически, без увлечения, уже сознавая, что сделал ошибку, избрав юридический факультет. Он не представлял себя адвокатом, произносящим речи в защиту убийц, поджигателей, мошенников. У него вообще не было позыва к
оправданию людей, которых он видел выдуманными, двуличными и так или иначе мешавшими жить ему, человеку своеобразного духовного строя и даже как бы другой расы.
Но ведь свобода человека может быть понята не только как
оправдание человека добродетелями, вытекающими из его свободной воли, т. е. как возможность осуществить норму, свобода может быть понята и как творческая сила человека, как создание ценностей.
Неточные совпадения
Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно себя узнают, и, может быть, они найдут
оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли
человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем.
«Возможно, даже наверное, она безжалостна к
людям и хитрит. Она —
человек определенной цели. У нее есть
оправдание: ее сектантство, желание создать какую-то новую церковь. Но нет ничего, что намекало бы на неискренность ее отношения ко мне. Она бывает груба со мной на словах, но она вообще грубовата».
Это был
человек совершенно противоположного склона духовной жизни, чем Симонсон. Симонсон был один из тех
людей, преимущественно мужского склада, у которых поступки вытекают из деятельности мысли и определяются ею. Новодворов же принадлежал к разряду
людей преимущественно женского склада, у которых деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на
оправдание поступков, вызванных чувством.
Мы не видим в этих
людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для
оправдания своего положения только потому, что круг
людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему.
Оправдание всякого народа, как и всякого
человека, перед высшим смыслом жизни может быть лишь динамическим, а не статическим.