Неточные совпадения
— Сейчас. A propos, — прибавила она, опять успокоиваясь, — нынче у меня два очень интересные человека, le vicomte de Mortemart, il est allié aux Montmorency par les Rohans, [Кстати, — виконт Мортемар, он в родстве с Монморанси чрез Роганов,] одна из лучших фамилий Франции. Это один из хороших эмигрантов, из
настоящих. И потом l’abbé Morіo: [аббат Морио:] вы знаете этот глубокий ум? Он
был принят государем. Вы знаете?
— Совершенно с вами согласен, — отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в
настоящую минуту он подвергался великой опасности, — я убежден, что русские должны умирать или побеждать, — сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже
было сказано, что оно
было слишком восторженно и напыщенно для
настоящего случая и потому неловко.
Княгиня рассказывала случай, который
был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь
будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что
есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [
настоящий,] но что об этом поговорим после.
Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такою силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно
есть настоящее на свете — остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», — говорила эта атмосфера.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз
была в длинном платье, на
настоящем бале,
была еще счастливее. Они
были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку
настоящею, все
были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны
были служить, он, чтоб отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от
настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное.
Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том,
были ли тут или нет les messieurs de l’ambassade, [господа посольства,] шамкая говорил свои мнения, которые иногда
были совершенно не в тоне
настоящей минуты.
Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на
настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы
были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей
был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре.
— Как вы полагаете? — с тонкою улыбкой говорила Вера. — Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что́ вы думаете о Натали, может ли она
быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю
настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не
было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а
была жалость к ее женской и детской слабости,
был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.
Настоящее чувство, хотя и не
было так светло и поэтично как прежде,
было серьезнее и сильнее.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном —
был настоящий костюм, который
был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка
был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
На дворе
был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только
было еще светлее. Свет
был так силен и звезд на снеге
было так много, что на небо не хотелось смотреть, и
настоящих звезд
было незаметно. На небе
было черно и скучно, на земле
было весело.
Ей оскорбительно
было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет
настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова
была принять его; но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности
настоящей любви еще останавливало Бориса.
«И право, вот
настоящий мудрец!» подумал Пьер, «ничего не видит дальше
настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что́ бы я дал, чтобы
быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о
настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что всё
будет скверно, и что он даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо-причесанные височки особенно красноречиво говорили это.
Уже в 10 часов, когда Ростовы выходили из кареты перед церковью, в жарком воздухе, в криках разносчиков, в ярких и светлых летних платьях толпы, в запыленных листьях дерев бульвара, в звуках музыки и белых панталонах прошедшего на развод батальона, в громе мостовой и ярком блеске жаркого солнца,
было то летнее томление, довольство и недовольство
настоящим, которое особенно резко чувствуется в ясный жаркий день в городе.
Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в
настоящую минуту
было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы
было послать прежде за командой.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады
были ложны: и потому что в жару сражения невозможно сказать, чтò происходит в данную минуту, и потому что многие адъютанты не доезжали до
настоящего места сражения, а передавали то, чтò они слышали от других; и еще потому, чтò пока проезжал адъютант те две-три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись, и известие, которое он вез, уже становилось неверно.
[Русская война должна бы
была быть самая популярная в новейшие времена: это
была война здравого смысла и
настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она
была чисто миролюбивая и консервативная.
Потом мои досуги и последние дни
были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало по малу посещать, как
настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде знания и благодеяния.]
— Я? я?… — сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы
быть ближе и понятнее для солдат. — Я по
настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье, и потерял своих.
Но когда событие принимало свои
настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя
было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда всё население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства: тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленною.
Кроме того, в
настоящую минуту, Пьера поддерживало в его намерении и лишало возможности отречься от него то, что̀ уже
было сделано им на этом пути.
Не то, что Москва
была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в
настоящую минуту.
Он понял, что это
была живая,
настоящая Наташа и не удивился, но тихо обрадовался.
Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о
настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых зa то, в чем никто не мог
быть виноват.
Ни Пьер, и никто из товарищей его не говорили ни о том, чтò они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое
было объявлено им: все
были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о
настоящем положении.
Не потому, чтобы люди знали, что в Смоленске
было много правианту и свежих войск, не потому, чтоб им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло дать им силу двигаться и переносить
настоящие лишения.
Так
было (по истории) с древнейших времен и до
настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск, Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Он
был очень счастлив тем, чтò он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему всё казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое
настоящее, геройское.
— Та страженья
была настоящая, — сказал старый солдат. — Только и
было чем помянуть; а то всё после того… Tак, только народу мученье.
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цель жизни, — теперь для него не существовала. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него, не в
настоящую только минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может
быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Теперь, когда он рассказывал всё это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, чтò им говорят, для того чтоб обогатить свой ум и, при случае, пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком, умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают
настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, чтò только
есть в проявлениях мужчины.
Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими
настоящий смысл жизни, т. е. его чувство, так и те несчастные, которые очевидно не понимали этого, — все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что он без малейшего усилия, сразу, встречаясь с каким бы то ни
было человеком, видел в нем всё, чтò
было хорошего и достойного любви.
Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка
было продано за полцены, а половина долгов оставалась всё-таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым 30 000 для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные,
настоящие долги. А чтобы за остававшиеся долги не
быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.
Денисов, отставной, недовольный
настоящим положением генерал, приехавший в эти последние две недели, с удивлением и грустью, как на непохожий портрет когда-то любимого человека, смотрел на Наташу. Унылый, скучающий взгляд, ответы невпопад и разговоры о детской,
было всё, что он видел и слышал от прежней волшебницы.
Как в каждой
настоящей семье, в Лысо-Горском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме,
было одинаково важно, одинаково радостно или печально для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию.
— Вот в какие! В отношения помощников. Общество может
быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество
настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей, и чтоб Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одною целью общего блага и общей безопасности.
Или 1) признать, что воля масс всегда безусловно передается тому или тем правителям, которых они избрали, и что поэтому всякое возникновение новой власти, всякая борьба против раз переданной власти должна
быть рассматриваема только как нарушение
настоящей власти.
Одни историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о значении власти, те самые частные и биографические историки, о которых
было говорено выше, признают как будто, что совокупность воль масс переносится на исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну власть, эти историки предполагают, что эта самая власть
есть одна абсолютная и
настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой
настоящей власти,
есть не власть, а нарушение власти, — насилие.
Теория их, годная для первобытных и мирных периодов истории, в приложении к сложным и бурным периодам жизни народов, во время которых возникают одновременно и борются между собой различные власти, имеет то неудобство, что историк легитимист
будет доказывать, что Конвент, Директория и Бонапарт
были только нарушение власти, а республиканец и бонапартист
будут доказывать: один, что Конвент, а другой, что Империя
была настоящею властью, а что всё остальное
было нарушение власти.
При
настоящих, усложненных формах государственной и общественной жизни в Европе, возможно ли придумать какое бы то ни
было событие, которое бы не
было предписано, указано, приказано государями, министрами, парламентами, газетами?
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный поступок
настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к понятию о полной свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не
есть человек.
Сознание говорит: 1) Я один, и всё, чтó существует,
есть только я; следовательно, я включаю пространство; 2) я меряю бегущее время неподвижным моментом
настоящего, в котором одном я сознаю себя живущим; следовательно, я вне времени, и 3) я вне причины, ибо я чувствую себя причиной всякого проявления своей жизни.
В первом случае надо
было отказаться от сознания неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение; в
настоящем случае, точно так же необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать неощущаемую нами зависимость.