Неточные совпадения
Итак, представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по бòльшему или меньшему отдалению
времени и бòльшей или меньшей
зависимости от причин,
в которых мы рассматриваем явление жизни человека.
Но точно так же, как предмет всякой науки есть проявление этой неизвестной сущности жизни, сама же эта сущность может быть только предметом метафизики, — точно так же проявление силы свободы людей
в пространстве,
времени и
зависимости от причин составляет предмет истории; сама же свобода есть предмет метафизики.
История рассматривает проявления свободы человека
в связи с внешним миром во
времени и
в зависимости от причин, т. е. определяет эту свободу законами разума, и потому история только на столько есть наука, на сколько эта свобода определена этими законами.
Для истории существуют линии движения человеческих воль, один конец которых скрывается
в неведомом, а на другом конце которых движется
в пространстве, во
времени и
в зависимости от причин сознание свободы людей
в настоящем.
Но, как
в астрономии новое воззрение говорило: «правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», так и
в истории новое воззрение говорит: «правда, мы не чувствуем нашей
зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою
зависимость от внешнего мира,
времени и причин, приходим к законам».
Неточные совпадения
Я не очень люблю это слово, оно ставит истину
в слишком большую
зависимость от времени.
В «коренной» России благодаря громадной сети железных дорог давно уже исчезла мертвая
зависимость от времен года, а
в Сибири эта
зависимость сохранялась еще
в полной силе.
Ю. Самарин одно
время ставил будущее православной церкви
в зависимость от судьбы философии Гегеля, и только Хомяков убедил его
в недопустимости такого рода сопоставления.
Кроме этой похлебки, она ничего не знает, и, уж конечно, тот потратил бы даром
время, кто предпринял бы труд вразумить ее, что между правом первородства и чечевичною похлебкой существует известная связь, которая скорее последнюю ставит
в зависимость от первого, нежели первое
от последней.
Хотя он был причиной моей погибели, хотя он ничего и никого никогда не любил, я любил его и люблю его именно за это. Мне нравилось
в нем именно то, что он был красив, счастлив, богат и потому никого не любил. Вы понимаете это наше высокое лошадиное чувство. Его холодность, его жестокость, моя
зависимость от него придавали особенную силу моей любви к нему. Убей, загони меня, думал я, бывало,
в наши хорошие
времена, я тем буду счастливее.