Неточные совпадения
Чем больше он
видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего
события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода
событий, тем более он был спокоен за то, что всё будет так, как должно быть.
Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход
событий, и он умеет
видеть их, умеет понимать их значение, и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих
событиях, от своей личной воли, направленной на другое.
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность
события, и его помраченный ум
видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.
Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи
события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их,
видел Пьер, получали характер торжественного благообразия.
В-третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят
видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же, как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом,
событие зa
событием, мгновение за мгновением, вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
Но баранам стòит только перестать думать, чтò всё, чтò делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стòит допустить, что происходящие с ними
события могут иметь и непонятные для них цели, и они тотчас же
увидят единство, последовательность в том, чтò происходит с откармливаемым бараном.
Стòит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют общую сущность этих
событий, и нам не только не нужно будет
видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких
событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие
события были необходимы.
Третьи историки, называющиеся историками культуры, следуя по пути, проложенному общими историками, признающими иногда писателей и дам силами, производящими
события, еще совершенно иначе понимают эту силу. Они
видят ее в так называемой культуре, в умственной деятельности.
Историки, по старой привычке признания божественного участия в делах человечества, хотят
видеть причину
события в выражении воли лицà, облеченного властью; но заключение это не подтверждается ни рассуждением, ни опытом.
Итак, не разделяя искусственно всех сливающихся точек конуса, — всех чинов армии, или званий и положений какого бы то ни было управления, или общего дела, от низших до высших, мы
видим закон, по которому люди для совершения совокупных действий слагаются всегда между собой в таком отношении, что чем непосредственнее они участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число; и чем меньше то прямое участие, которое они принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше; пока не дойдем таким образом, восходя от низших слоев, до одного последнего человека, принимающего наименьшее прямое участие в
событии и более всех направляющего свою деятельность на приказывание.
Точно ту же прогрессию убедительности об участии свободной воли в общих делах человечества мы находим и в истории. Совершившееся современное
событие представляется нам несомненно произведением всех известных людей; но в
событии более отдаленном мы
видим уже его неизбежные последствия, помимо которых мы ничего другого не можем представить. И чем дальше переносимся мы назад в рассматривании
событий, тем менее они нам представляются произвольными.
Неточные совпадения
[Этот достойный чиновник оправдался и, как
увидим ниже, при — нимал деятельнейшее участие в последующих глуповских
событиях.
— Атаманы-молодцы! где же я вам его возьму, коли он на ключ заперт! — уговаривал толпу объятый трепетом чиновник, вызванный
событиями из административного оцепенения. В то же время он секретно мигнул Байбакову, который,
увидев этот знак, немедленно скрылся.
И, перебирая
события последних дней, ей казалось, что во всем она
видела подтверждение этой страшной мысли: и то, что он вчера обедал не дома, и то, что он настоял на том, чтоб они в Петербурге остановились врознь, и то, что даже теперь шел к ней не один, как бы избегая свиданья с глазу на глаз.
Листок в ее руке задрожал еще сильнее, но она не спускала с него глаз, чтобы
видеть, как он примет это. Он побледнел, хотел что-то сказать, но остановился, выпустил ее руку и опустил голову. «Да, он понял всё значение этого
события», подумала она и благодарно пожала ему руку.
Он насильно пожал ему руку, и прижал ее к сердцу, и благодарил его за то, что он дал ему случай
увидеть на деле ход производства; что передрягу и гонку нужно дать необходимо, потому что способно все задремать и пружины сельского управленья заржавеют и ослабеют; что вследствие этого
события пришла ему счастливая мысль: устроить новую комиссию, которая будет называться комиссией наблюдения за комиссиею построения, так что уже тогда никто не осмелится украсть.