Неточные совпадения
В Финляндской
войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это
событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую
войну Берг получил две награды. В 1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места.
Двенадцатого июня силы западной Европы перешли границы России, и началась
война, т. е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе
событие.
И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим
событием тысячи мелких причин для этого движения и для
войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к
войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностию приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться
событие, совпавших с ним.
Он воображал себе, что по его воле произошла
война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность
события, и его помраченный ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.
Разговор был самый простой и незначительный. Они говорили о
войне, невольно, как и все, преувеличивая свою печаль об этом
событии, говорили о последней встрече, причем Николай старался отклонить разговор на другой предмет, говорили о доброй губернаторше, о родных Николая и княжны Марьи.
Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда чтò не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но
событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и
война эта была величайшая из всех известных
войн…
Источник этого противоречия лежит в том, что историками, изучающими
события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода
войны 1812 года, цель будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Когда ему предлагали служить, или когда обсуждали какие-нибудь общие, государственные дела и
войну, предполагая, что от такого или такого-то исхода
события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткою соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями.
Общие историки, имеющие дело со всеми народами, как будто признают несправедливость воззрения частных историков на силу, производящую
события. Они не признают этой силы за власть, присущую героям и владыкам, а считают ее результатом разнообразно направленных многих сил. Описывая
войну или покорение народа, общий историк отыскивает причину
события не во власти одного лица, но во взаимодействии друг на друга многих лиц, связанных с
событием.
Но, несмотря на все их старания показать, что причина
события лежала в умственной деятельности, только с большою уступчивостью можно согласиться с тем, что между умственною деятельностию и движением народов есть что-то общее, но уже ни в каком случае нельзя допустить, чтоб умственная деятельность руководила действиями людей, ибо такие явления, как жесточайшіе убийства французской революции, вытекающие из проповедей о равенстве человека, и злейшие
войны и казни, вытекающие из проповеди о любви, противоречат этому предположению.
С одной стороны, рассуждение показывает, что выражение воли человека — его словà суть только часть общей деятельности, выражающейся в
событии, как, например, в
войне или революции; и потому без признания непонятной, сверхъестественной силы — чуда, нельзя допустить, чтобы словà могли быть непосредственною причиной движения миллионов; с другой стороны, если даже допустить, что словà могут быть причиной
события, то история показывает, что выражения воли исторических лиц во многих случаях не производят никакого действия, т. е., что приказания их часто не только не исполняются, но что иногда происходит даже совершенно обратное тому, что ими приказано.
Оправдания эти снимают нравственную ответственность с людей, производящих
события. Временные цели эти подобны щеткам, идущим для очищения пути по рельсам впереди поезда: они очищают путь нравственной ответственности людей. Без этих оправданий не мог бы быть объяснен самый простой вопрос, представляющийся при рассмотрении каждого
события: каким образом миллионы людей совершают совокупные преступления,
войны, убийства и т. д.?
Наполеоновские
войны, хотя уже сомнительно, но еще представляются нам произведениями воли героев; но в крестовых походах мы уже видим
событие, определенно занимающее свое место и без которого не мыслима новая история Европы, хотя точно так же для летописцев крестовых походов
событие это представлялось только произведением воли некоторых лиц.