Неточные совпадения
— Казнь герцога Энгиенского, — сказал Пьер, —
была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом
поступке.
— Нельзя не сознаться, — продолжал князь Андрей, — Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но
есть другие
поступки, которые трудно оправдать.
— Я думаю, не трогаете, — сказала Вера, — потому что в моих
поступках никогда ничего не может
быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
— Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое
было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким,
поступком выходить из нее.
Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его
поступке не
было желания добра ближнему.
Тем отраднее
была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (
поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и
быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что́ представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем
быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего
поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей-то знакомый голос окликнул его и чья-то рука остановила его.
— И как вы можете судить, что́
было бы лучше! — закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. — Как вы можете судить о
поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни
поступков государя!
— Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [ — Ежели вы смотрите на дело с этой точки зрения,] — начал он, с очевидным затруднением выговаривая по-французски и говоря еще медленнее, чем по-русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l’honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l’honneur,
есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных
поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и
буду вписывать впредь все свои
поступки».
После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней — девушке почти без состояния, —
была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы
было бы неблагородным
поступком.
— А вот как, — отвечал Николай. — Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они
были дружны с нами и бедны. Так вот как! — и он разорвал вексель, и этим
поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах
была заведена у старого графа.
Он не
был в состоянии обдумать ни того, как его
поступки могут отозваться на других, ни того, что́ может выйти из такого или такого его
поступка.
Офицер с двойными усами, Здржинский, рассказывал напыщенно о том, как Салтановская плотина
была Фермопилами русских, как на этой плотине
был совершен генералом Раевским
поступок, достойный древности.
Граф Остерман-Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком
поступке и
будет просить для него Георгиевский крест.
Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его
была начата без приказанья,
был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный
поступок.
Болезнь Наташи
была так серьезна, что. к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, чтò
было причиной ее болезни, ее
поступок и разрыв с женихом перешли на второй план.
Но никогда ей так жалко не
было, так страшно не
было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове,
поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что̀
будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
— Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, — бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной, животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что
будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе, И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный
поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
Рассказывали, что Мамонову его полк
будет стоить 800 тысяч, что Безухов еще больше затратил на своих ратников, но что лучше всего в
поступке Безухова то, что он сам оденется в мундир и поедет верхом перед полком и ничего не
будет брать за места с тех, которые
будут смотреть на пего.
И не на один только этот час и день
были помрачены ум. и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих
поступков, которые
были слишком противуположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение.
Он не мог отречься от своих
поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен
был отречься от правды и добра и всего человеческого.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего
поступка, хотя они и рады бы
были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра также быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле Того, Кто руководит людьми и мирами.
На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто
был Макар Алексеевич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его
поступок без наказания.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер
был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного
поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
Но отправляя его, генерал, поминая безумный
поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтоб ехать дорогой туда, куда он
был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни
было действиях Денисова.
Те самые
поступки, за которые историки одобряют Александра I, — как-то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12-м году и поход 13-го года, не вытекают ли из одних и тех же источников, — условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она
была, — из которых вытекают и те
поступки, за которые историки порицают его, как-то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20-х годов? В чем состоит сущность этих упреков?
Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, т. е. так, как ему захотелось, то очевидно, что один свободный
поступок этого человека, противный законам, уничтожает возможность существования каких бы то ни
было законов для всего человечества.
Поступки человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. Чтò такое
есть совесть и сознание добра и зла
поступков, вытекающих из сознания свободы? вот вопрос этики.
Точно так же человек, 20 лет тому назад совершивший убийство и после того спокойно и безвредно живший в обществе, представляется менее виновным;
поступок его, — более подлежавшим закону необходимости для того, кто рассматривает его
поступок по истечении 20 лет, и более свободным тому, кто рассматривал тот же
поступок через день после того, как он
был совершен.
Но если я обсуживаю
поступок, совершенный месяц тому назад, то, находясь в других условиях, я невольно признаю, что если бы
поступок этот не
был совершен, — многое полезное, приятное и даже необходимое, вытекшее из этого
поступка, не имело бы места.
Если я перенесусь воспоминанием к
поступку еще более отдаленному, за десять лет и далее, то последствия моего
поступка представятся мне еще очевиднее; и мне трудно
будет представить себе, чтò бы
было, если бы не
было поступка.
Бесчестный
поступок сына бесчестного отца, дурное поведение женщины, попавшей в известную среду, возвращение к пьянству пьяницы и т. п.
суть поступки, которые тем менее представляются нам свободными, чем понятнее для нас их причина.
3) Как бы ни увеличивалась трудность постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, т. е. к отсутствию причины. Как бы ни
была непостижима для нас причина выражения воли в каком бы то ни
было нашем или чужом
поступке, первое требование ума
есть предположение и отыскание причины, без которой немыслимо никакое явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить
поступок, независимый от всякой причины, но то, что я хочу совершить
поступок, не имеющий причины,
есть причина моего
поступка.
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный
поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к понятию о полной свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не
есть человек.
3) Как бы ни
была доступна цепь причин какого бы то ни
было поступка, мы никогда не
будем знать всей цепи, так как она бесконечна, и опять никогда не получим полной необходимости.
Признание это уничтожает возможность существования законов, т. е. какого бы то ни
было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Келлера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один свободный
поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях.