Неточные совпадения
Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало
возможности ошибок и что в его
понятии всё то, что̀ он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что̀ хорошо и дурно, но потому что он делал это.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что всё человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное
понятие о величии. Величие как будто исключает
возможность меры хорошего и дурного. Для великого — нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
До тех пор пока пишутся истории отдельных лиц, — будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного исключения всех, людей, принимающих участие в событии, — нет
возможности не приписывать отдельным лицам силы, заставляющей других людей направлять свою деятельность к одной цели. И единственное известное историкам такое
понятие есть власть.
Понятие это есть единственная ручка, посредством которой можно владеть матерьялом истории при теперешнем ее изложении, и тот, кто отломил бы эту ручку, как то сделал Бокль, не узнав другого приема обращения с историческим материалом, тот только лишил бы себя последней
возможности обращаться с ним.
Если
понятие о свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как
возможность совершить два paзные поступка в одних и тех же условиях, или как действие без причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит разуму.
Неточные совпадения
Впрочем, обе приведенные книги, «Поездка в Якутск» и «Отрывки о Сибири», дают, по
возможности, удовлетворительное
понятие о здешних местах и вполне заслуживают того одобрения, которым наградила их публика. Первая из них дала два, а может быть, и более изданий. Рекомендую вам обе, если б вы захотели узнать что-нибудь больше и вернее об этом отдаленном уголке, о котором я как проезжий, встретивший нечаянно остановку на пути и имевший неделю-другую досуга, мог написать только этот бледный очерк.
Конечно, в других таких случаях Кирсанов и не подумал бы прибегать к подобному риску. Гораздо проще: увезти девушку из дому, и пусть она венчается, с кем хочет. Но тут дело запутывалось
понятиями девушки и свойствами человека, которого она любила. При своих
понятиях о неразрывности жены с мужем она стала бы держаться за дрянного человека, когда бы уж и увидела, что жизнь с ним — мучение. Соединить ее с ним — хуже, чем убить. Потому и оставалось одно средство — убить или дать
возможность образумиться.
Я не верю в
возможность метафизики и теологии, основанных на
понятиях, и совсем не хочу строить онтологии.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся в его сознании, дает ему
возможность тотчас же составить из них общее
понятие и, таким образом, немедленно перенести новый факт из живой действительности в отвлеченную сферу рассудка.
Ну, так как, по-вашему, будет: это извращение
понятий и убеждений, эта
возможность такого кривого и замечательного взгляда на дело, есть ли это случай частный или общий?