Неточные совпадения
Каждый человек живет для себя, пользуется
свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в
известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Представляется ли мне благом сохранение в 12-м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского или других университетов, или
свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или
известного рода европейское просвещение — прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, еще другие, более общие и недоступные мне цели.
Во-первых, историк описывает деятельность отдельных лиц, по его мнению, руководивших человечеством: один считает таковыми одних монархов, полководцев, министров; другой, — кроме монархов — и ораторов, ученых, реформаторов, философов и поэтов. Во-вторых, цель, к которой ведется человечество, известна историку: для одного цель эта есть величие римского, испанского, французского государств; для другого — это
свобода, равенство,
известного рода цивилизация маленького уголка мира, называемого Европою.
Ряд опытов и рассуждений показывает каждому человеку, что он как предмет наблюдения подлежит
известным законам, и человек подчиняется им и никогда не борется с раз узнанным им законом тяготения или непроницаемости. Но тот же ряд опытов и рассуждений показывает ему, что полная
свобода, которую он сознает в себе — невозможна, что всякое действие его зависит от его организации, от его характера и действующих на него мотивов; но человек никогда не подчиняется выводам этих опытов и рассуждений.
Если люди произошли от обезьян в неизвестный период времени, то это столь же понятно, как и то, что люди произошли от горсти земли в
известный период времени (в первом случае X есть время, во втором происхождение), и вопрос о том, каким образом соединяется сознание
свободы человека с законом необходимости, которому подлежит человек, не может быть разрешен сравнительною физиологией и зоологией, ибо в лягушке, кролике и обезьяне мы можем наблюдать только мускульно-нервную деятельность, а в человеке — и мускульно-нервную деятельность, и сознание.
Разрешение вопроса о
свободе и необходимости для истории, перед другими отраслями знания, в которых разрешался этот вопрос, имеет то преимущество, что для истории вопрос этот относится не к самой сущности воли человека, а к представлению о проявлении этой воли в прошедшем и в
известных условиях.
Весьма часто представление о большей или меньшей
свободе различно, смотря по различной точке зрения, с которой мы рассматриваем явление; но, всегда одинаково, каждое действие человека представляется нам не иначе, как
известным соединением
свободы и необходимости. В каждом рассматриваемом действии мы видим
известную долю
свободы и
известную долю необходимости. И всегда, чем более в каком бы то ни было действии мы видим
свободы, тем менее необходимости; и чем более необходимости, тем менее
свободы.
Но если хоть одна из бесчисленных причин известна нам, мы признаем уже
известную долю необходимости и менее требуем возмездия за преступление, менее признаем заслуги в добродетельном поступке, менее
свободы в казавшемся оригинальным поступке.
1) Как бы ни увеличивалось наше знание тех пространственных условий, в которых находится человек, знание это никогда не может быть полное, так как число этих условий бесконечно, велико так же, как бесконечно пространство. И потому как скоро определены не все условия, не все влияния на человека, то и нет полной необходимости, а есть
известная доля
свободы.
Всё, чтò мы знаем о жизни людей, есть только
известное отношение
свободы к необходимости, т. е. сознания к законам разума.
Неточные совпадения
Если под революцией понимать совершаемые в
известный исторический день насилия, убийства, кровопролития, если понимать под ней отмену всех
свобод, концентрационные лагеря и пр., то желать революции нельзя и нельзя ждать от нее явления нового человека, можно только при
известных условиях видеть в ней роковую необходимость и желать ее смягчения.
А какие оригиналы были в их числе и какие чудеса — от Федора Ивановича Чумакова, подгонявшего формулы к тем, которые были в курсе Пуансо, с совершеннейшей
свободой помещичьего права, прибавляя, убавляя буквы, принимая квадраты за корни и х за
известное, до Гавриила Мягкова, читавшего самую жесткую науку в мире — тактику.
Не
свобода есть создание необходимости (Гегель), а необходимость есть создание
свободы,
известного направления
свободы.
Тоска по
свободе овладевает некоторыми субъектами периодически и в этом отношении напоминает заной или падучую; рассказывают, будто она является в
известное время года или месяца, так что благонадежные каторжные, чувствуя приближение припадка, всякий раз предупреждают о своем побеге начальство.
Благодаря такой
свободе нравов некоторые из горничных, более неосторожные, делались в
известном положении, что всегда причиняло большое беспокойство старой адмиральше.